Чуть более чем три тысячи лет назад хетты, древний индоевропейский народ, записали на глиняных табличках сказание о Боге Грозы и змее Иллуянке.

Иллуянка похитил „сердце и глаза у бога грозы, победив его в поединке. Богу грозы удаётся отомстить И. благодаря тому, что он сам или богиня, его помощница, вступают в брак со смертным. Согласно варианту мифа, являющемуся, по-видимому, более древним, побеждённый бог грозы берёт в жёны дочь человека. Его сын от этого брака женится на дочери И. и, войдя в дом тестя, просит себе (по совету отца) сердце и глаза бога грозы. Когда сын возвращает их ему, бог грозы восстанавливает свой прежний облик и вновь вступает в бой с И. В битве он убивает змея и своего сына, который стоял рядом с И. и велел отцу не щадить его (инверсия универсального мотива Эдипа). В более позднем варианте мифа богу грозы удаётся взять верх над И. при помощи воинственной богини Инары, которая берёт себе в наложники смертного по имени Хупасияс. Богиня приглашает И. с детьми на пир. Там гости выпивают целый котёл хмельного напитка и поэтому не могут вернуться в своё логово. Тогда Хупасияс вяжет и убивает И.“ (пересказ Вяч. Вс. Ива́нова)

Через несколько тысяч лет, а точнее в 2009 году на Поднепровье была записана следующую сказка:

„12-ти главый змей крадет дочку кузнеца (=Сварога?). Кузнец находит похитителя и вступает с ним в бой, однако начинает его проигрывать — Змей палит его огнем. Тогда Кузнец обращается к Солнцу (=Дажьбог?): "Сонечко ясне, наш батечку, нашли хмари громовi, щоб Змiэву пащеку потущить". Солнце обращается к Грому (=Перун): «Поможи ковалю побить страшного ворога. Бо як переможе його Змiй, то всiх людей знищить. /…/» – «Добре», – сказав грiм i послав тучi грозовi, щоб Змiєву пащу загасити»

Так втроем они и одолели Змея. Но тот не открыл им, куда спрятал дочь кузнеца.

В итоге помог простой народ, послушавшись слов старика:

"Давайте усi разом сонечко прославимо, веснянками привiтаэмо i порятунку попросимо"

Народ начал петь веснянки, водить хороводы, зажигать высокие костры, плести венки и пускать их по воде. Солнцу это пришлось по нраву, оно взошло повыше и глянуло по сторонам света. Девушка нашлась — Змей превратил ее в сосну в дремучем лесу. Гром ударил в дерево и снял чары.

Ну а праздник народ назвал "Iвана Купала або iменини сонця, бо коваля Iваном звали"“ (изложение волхва Богумила)

Несмотря на разность сюжетов, кроме общего змееборческого мотива оба индоевропейских предания едины в том, что боги не могут одолеть демонические силы без помощи людей. Они учат нас тому, что человек — не слабое существо, подверженное Лжи и способное лишь уповать на божью помощь, но воитель, наравне с богами противостоящий Лжи. На бытовом уровне противодействие Лжи и установление Истины осуществляется через выполнение обрядов (вспомним поверья о том, что мир будет стоять до тех пора, пока люди красят писанки) и ежедневный нравственный выбор в пользу Истины и Света.

Поиск

Журнал Родноверие