1. Понятие Дарна (равновесия, лада, гармонии) сегодня пришло к нам из литовского язычества, но оно имеет общеевропейский характер. По сути, мы заимствуем только термин. Дарна имеет свое выражение в как волшебных русских сказках, так и в устремлениях народа. Дарна — это жизнь в согласии с Нравственным Законом. По Дарна люди чаще всего живут в деревнях и, упрощенно, его можно понимать и как счастье деревенской жизни. В динамике города постижение и чувствование Дарна затруднено, но так же возможно. Городская среда изматывает человека и подчас оказывает психическое насилие.

Состояние Дарна возникает, когда не смотря на многочисленные отвлекающие и вредные обстоятельства жизни, индивидуум приводит ритмы своего организма в согласие с ритмами Природы. Это согласие наступает, когда более-менее удовлетворены базовые потребности личности. Это потребности в пище, сне, общении, любви, в наличии своего дела. Городскому жителю надо заполучить еще какую-то часть Природы, хотя бы из городского ландшафта. Известно, что для удовлетворения базовых потребностей разумному человеку требуется очень немного.

Если базовые потребности хотя бы частично удоволетворены, то возможно появление сознательной гармоничной связи человека и Природы, которую мы, славянские язычники, и называем Дарна. Тогда человек находит, казалось бы из ничего, дополнительные силы к жизни и становится счастливым. При этом, свойственное жизни в цивилизации чувство подавленности и чувство безликого насилия власти — пропадают.

2. В славянском и русском язычестве осознанные представления о Дарна были найдены и описаны еще в середине девятнадцатого века. В книге середины прошлого века Д.Шеппинга "Мифы славянского язычества" (переиздано в '97 г.) мы находим описание картины мира, которая имеет место в Дарна: "Вся народная жизнь славянина дышит необъятною любовью и благодарственным благоговением к природе в малейших даже явлениях ее жизненных сил... Земная природа стала для него мерилом всех понятий... Противоположные явления дня и ночи, солнца и тени, жара и холода, жизни и смерти присвоил он и духовному миру своих религиозных понятий; но в то же время он понял, что при видимой взаимной борьбе этих враждебных начал добра и зла — они уничтожаются в гармонии жизни; что в вечных законах разума относительные понятия добра и зла не существуют и что посему все жизненные силы природы имеют одинаковое право на его поклонение, на его страх и благодарность. Эта высокая философия природы отразилась у нас в дуализме не враждебных сил добра и зла, как обвиняют нас немецкие ученые, незнакомые с нашей народностью, а в дуализме примирения, соединяющем противоположные крайности в общую цель жизни и уничтожающем таким образом их одностороннюю зловредность."

Строго говоря, это лишь догадка из девятнадцатого века, и вполне может быть, что древние славяне так не рассуждали и так не чувствовали. Опыт духовной реконструкции многих язычников говорит, что мы пронесли через столетия свои древние переживания, а общественное сознание установило (и развило) эту языческую идею.

Приведенная цитата автора девятнадцатого века говорит, что в славянском понимании противоположные начала в Природе дополняют друг друга и формируют картину мироздания, а не находятся в борьбе и непрерывном конфликте. Разумеется, можно привести массу примеров конфликтной борьбы противоположных начал. Также нам известна и позиция зороастризма: "В мире нет ничего, кроме борьбы добра и зла". Нам предстоит разобраться на уровне языческой веры: когда противоположности формируют наш мир, а когда сокрушают его.

Представления о Дарна имели и древние греки. Они видели проявление того состояния, которое мы называем Дарна, через гармонию любви богов противоположных сил Природы. Так, Платон в своем произведении "Пир", словами одного из философов замечает: "Когда началами, о которых я говорил, теплом и холодом, сухостью и влажностью, овладевает любовь умеренная и они сливаются друг с другом рассудительно и гармонично, год бывает изобильным, он приносит людям растениям и животным здоровье, не причиняя им никакого вреда ". Как видно, Платон так же отмечал важность равновесия противоположных начал для жизни человека и всей Природы.

Круг философских представлений о совместимости противоположных начал был упущен русскими мыслителями в начале двадцатого века вследствии революции, которая сместила общественное мышление в сторону более характерную для зороастризма. Заслуга литовских язычников сотоит в том, что они сохранили знание о важности состояния бытия, в котором противоположные начала не уничтожают, а взаимно дополняют друг друга, назвали его новым понятием — Дарна, и сформулировали это как языческую концепцию.

3. Значение философского значения Дарна и возможности восшествия в это состояние трудно переоценить. Мы будем близки к истине, если скажем, что Дарна подобно и сравнимо по значению с индийской йогой. Если йога — это практика буддизма, практика религиозных учений аборигенов Индии, то Дарна — это практика организации религиозного сознания славян, балтов и угрофинов, и сегодня состоящих в генетическом родстве. Если в Индии на смену ведического понимания мира пришел индуизм и тантризм с практиками йоги, то у нас на смену ведизма пришло учение Дарна — учение о гармоническом равновесии человека и Природы.

4. Дарна выражает совершенство языческой веры: это одновременно мировоззрение и состояние человека, в котором, как в солярном символе, противоположности уравновешены, все стороны одинаковы и нет избранного направления. Равновесие в состоянии Дарна означает равновесие жизни и смерти, света и тьмы. Это равновесие, которое благоприятно для земной жизни, ибо она не вечна и нуждается в постоянном обновлении.

Мы говорим, что день прекрасен, и если нам предложат выбор между пребыванием в вечной ночи или в вечном дне, мы выберем день. А если нам еще предложат их чередование, то мы откажемся от вечного дня и выберем чередование, чтобы примерно третью часть суток занимала ночь. Вспомним, что праздник Купалы проводится именно в ночи. Ночью появляются росы, столь живительные для посевов. Мир доброй ночи дополняет мир доброго дня.
Потребность в таком чередовании, говорит за то, что сам человек сотворен не одной целостной силой, а по крайней мере двумя, которые были противоположны и соперничали друг с другом. О том, что это за соперничество, носило ли оно характер творческого состязания богов — творцов человека, или оно носило конфликтный характер, мы поговорим ниже. Здесь мы воспринимаем это как имеющий место факт: человеку, для счастливой жизни, надо чередование некоторых противоположных явлений. Это чередование, или иными словами, равновесие и характеризует состояние Дарна.

В состоянии Дарна нет места абсолютному злу, но есть место тьме и разрушению отжившего. В Дарна есть понятия "плохо" и "хорошо", но нет такого плохого, что-бы не вывело к хорошему. В создании Дарна не участвуют потомки Чернобога, действия которых рассматриваются людьми как насилие. Дарна — это состояние, когда люди оказываются в союзе с белыми богами и духами своей земли.

Если потомки Чернобога ведут к погибели — преждевременному разрушению и смерти живого, то в Дарна смерть как насилие не рассматривается. Человек знает время, когда он умрет и спокойно приглашает по этому поводу родственников.

У живущего по принципам Дарна все получается. Он всегда находится в ладу сам с собой, чтобы он ни делал. Он никогда не опаздывает, в жизни ему хватает времени на все. Он может торопиться, но он не впадает в состояние растерянности и паники.

Мир тяготеет к состоянию Дарна, но не всегда оно возможно. Разрушение Дарна может быть сиюминутным и быстро восстанивимым усилием воли. Но возможны целые эпохи, когда за принцип полагается разрушение Дарна. Есть мнение (и оно во многом подтверждается наблюдениями), что таково наше время. Как правило, вне Дарна оказывается тот, который ставит для себя единственной целью жизни борьбу за деньги, социальный статус и связанный с ними престиж. Это практически единственный массовый ориентир современного общества западного типа. Есть немало идеологов, которые провозглашают, что это единственные, соответствующие природе человека цели.

В противовес этой — ориентированной на грубоматериальные ценности — позиции, отметим, что таким целям не следовал ни один человек из тех, что творили величие и славу любого народа и любого общества. А если они их и ставили, то это были лишь вспомогательные средства.

Все творческие личности так или иначе пребывали в состоянии Дарна. Человек в Дарна — это человек на своем месте. Если человек редкостный чудак или посредственность, то и мир его пребывания в Дарна под стать ему. В нем он ощущает себя по-человечески счастливым. При этом он никак не отравляет жизнь окружающим. Он живет тем, что создал сам в согласии с другими. Это существует в виде неписанного закона.

5. Дарна охватившее большие массы людей на долгое время, может быть условно охарактеризовано как "золотой век". Многими язычниками считается, что эпохи, в которых осуществлялся "золотой век", безвозвратно миновали. Ныне о возможности "золотого века" говорят в своих книгах Г.П.Якутовский ("Русский мир и рай земной", М.,'95) и Теренс Маккена. ("Пища богов", М.,'95). Оба они считают, что земной рай возможен при условии прекращения безудержного стремления к обогащению и власти.

В своей книге Якутовский пророчил, что в согласии с астрологическими сроками, мужчины откажутся от агрессивных и алчных устремлений, и признют главенство женского начала — случиться это должно в 2003 году. Якутовский привлек сотни людей под реализацию своего проекта — "рая земного". Но он не понял, что в России харизматический лидер себе не принадлежит, и должен пожертвовать своей самостью ради идеи. Люди скоро увидели в нем наслаждающегося лжепророка — и проект рухнул. Авантюрная попытка быстрого изменения характера цивилизации потерпела неудачу, но в результате нее много людей узнали друг о друге. На осколках "рая земного" возникла община "Коляда". Идея Якутовского продолжает тлеть до сих пор. Ее суть в том, что малыми сообществами люди все же могут входить в состояние Дарна — как бы жить для себя в "золотом веке", в то время, когда глобально, в рамках цивилизации, состояние гармонии и лада "Дарна" остается нарушенным.

Теренс Маккена рассматривает современную цивилизацию как мрачную эпоху "владычества". Чтобы перейти к светлой эпохе "партнерства", по его мнению надо сменить в обществе доминирующий наркотик: запретить водку, табак и сахар, а разрешить марихуану и другие наркотики растительного происхождения, принимавшиеся издревле. При этом, у человечества произойдет изменение ценностных ориентиров — они войдут в соответствие с теми, которые имели место в древности, когда люди были счастливие.

Можно рассматривать Якутовского как безнадежного идеалиста, а Маккену — идеологом наркобизнеса. В любом случае, идея "золотого века" под разными названиями прослеживается еще со времен Платона. Образ жизни людей в "золотом веке" понимался во все времена по разному, но общим было понимание того, что человек должен быть счастлив.

Возможность "золотого века" сводится к разрешению вопроса: может ли человечество как-то утолить свои потребительские побуждения, амбиции лидеров, решить глобальные экологические проблемы и договориться, чтобы жить в состоянии устойчивого счастья?

Индоевропейцы полагают, что эпоха, называемая "золотой век" была. Это ни что иное, как торжество принципа Дарна на зем-ле, и повторение его возможно. Идея построения коммунизма также есть отражение идеи золотого века. Ошибка коммунистов сейчас представляется в том, что для построения общества на основе Дарна требуется не антогонистическая борьба и материальная база, а требуется языческая вера, приводящая к доброму отношению людей друг к другу.

Золотой век возможен, если люди в своей массе возвратятся к исконно своим древним верованиям и переосмыслят их вечные ценности в рамках сегодняшних знаний и понятий. При этом, должен произойти разумный отказ от насильственного стимулирования потребительства. Человеку нужно много меньше того, что он порой потребляет. Пытаясь потребительством компенсировать в себе недостаток Дарна, человек, в действительности, еще более нарушает свое внутреннее равновесие.

6. Выход из порочного круга отношений владычества предлагают учения восточной ориентации, построенные на буддизме. Они опираются на тезис, что бытие мира есть и будет всегда бесмыссленной суетой и погоней не удовлетворенных за удовольствиями. Мир неисправимо порочен, он обречен на страдания, и выход возможен только путем бескомпромисного разрыва связи с ним.

По сути, эта позиция предполагает, что золотого века никогда не было и не будет. Он, в принципе, состояться не может. И значит — ни личное, ни групповое, ни всеобщее пребывание в состоянии Дарна — невозможно. Это означает, что народ в рамках своей культуры не может прийдти к состаянию Дарна. Это одно из существенных отличий восточного мышления от индоевропейского.

Идеологи такого рода учений фактически всегда стремились к Дарна, но только независимо от народа. Их основным идеологом является царевич Гуатама (Будда), который жил в маленьком мире искусственного Дарна, но столкнулся с большим миром, где оно было нарушено.

Гуатама был человек ранимый. Ситуации, когда подвласный ему мир страдает, он вынести не мог. Но, проблему он разрешил эгоистически — для себя. Будда пошел по пути отказа от поиска народного Дарна, и стал искать такой вид личного Дарна, при котором возможно народными чаяниями пренебречь. Так было созданно первое буддистское учение. Оно возникло в ту эпоху и в той стране, где состояние Дарна было серьезно нарушено.
Разумеется, если все пойдут путем Гуатамы Будды, то человечество вымрет. Так вымерло самое буддистское — Тибетское государство, после чего его остатки поглотил Китай. Индоевропейцам смерть человечества представляется высшим злом. Так что путь Гуатамы Будды оказывается подсказкой Чернобога, а его учение — идеологией нежити. Последователи Гуатамы имели разное мнение по поводу народного счастья: от признания его возможности, до полного отрицания. Народы, исповедующие буддизм все же обычно не вымирают. Это происходит потому, что сами идеологи ухода от мирских страданий вымирают быстрее.

Важно отметить, что нужное для Дарна удовлетворение базовых потребностей не равносильно их подавлению, которое наблюдается в буддизме, монашеской практике или в современных псевдовосточных культах. Есть религиозные мазохисты, которые ставят целью подавить свои базовые потребности, изжить их из себя навечно. Осуществляют они это через самоистязание — обрекают себя на бессонницу, голод, боль, половое воздержание; либо наоборот — безмерно едят и предаются разврату, чтобы все это им опостылело; тогда, "выгорев", они якобы смогут стать должными праведниками. Такие аскеты как правило впадают в крайние истерические состояния, лишаются присущей человеку полноценности восприятия мира и потому Дарна постичь не могут.
Все магические и религиозные практики, ведущие к подавлению базовых потребностей, в Дарна лишаются смысла. Возможны, однако, такие практики, которые предполагают, что некоторые потребности будут какое-то время остро не удоволетворены. Так, для общения с духами, жрец или шаман должен несколько дней голодать. При этом он знает, что совершив должную магическую операцию, он вернется к естественной человеческой жизни.

Дарна — состояние равновесия, единения человека и Природы; оно не предполагает, что польются полным потоком все блага, так, что потребить их все не хватит сил. Дарна допускает все те бедствия, которые происходят в человеческой жизни — от них никуда не денешся. Часть из них — сотворены силами истинного зла, другая часть — естественна для жизни. Пребывая в Дарна, человек переносит и страдания. Но, счастье, получаемое в Дарна от ощущения своего бытия в мире, превосходит страдания. Этот масштаб счастья превосходит и всякого рода удовольствия, получаемые от потребления благ цивилизации, поэтому они оказываются на втором плане.

7. Таким образом, Дарна не означает отказ от страданий или отрицательных эмоций, не означает запрета на негативные переживание. Дарна лишь требует их определенной культуры.

Среди низких отрицательных эмоций есть такие как обида, зависть, чувство неполноценности, сквернословие. Но есть и высокие негативные эмоции, среди которых могут быть справедливый гнев, страдание, сострадание, неудовлетворенность собой или другими. Есть у нас и такое понятие: "по доброму завидовать", которое относится к эмоциям высокого уровня. Все это совершенно нормальные человеческие эмоции, данные богами. Часть из них достойно преодолеть, другую же часть достойно обратить в действие.

Высокие негативные эмоции приходят от белых богов, они должны проявиться через действие, они формируют характер человека, делают его защитником своей земли и своего народа. Это факт черезвычайной важности. Без такого рода эмоций люди не имеют ни чувства надежды, ни подлинного счастья, ни воли. В этом случае, они чувствуют себя не неудовлетворенными, как бы жаждущими и не могущими напиться. Именно при запрете на, казалось бы, не нужные отрицательные эмоции, человеку потребуется хозяин, который станет управлять им и будет решать за него то, что должен решать он сам — не испытывая должные отрицательные эмоции, человек становится послушным животным. Это практикуется как в буддизме, так, например, и в церкви Виссариона, и других "мирных" религиозных учениях.

Дарна указывает на естественный путь, альтернативный буддизму, разным сектантским лжеучениям и технической цивилизации.

8. Дарна, это состояние к которому легче всего прийти умудренному опытом человеку, который пережил успех в жизни, и научился управлять своими страстями. Но Дарна — это не только покой умудренного опытом человека. Дарна возможно и в проявлении страсти человека, и его борьбе. Дарна есть тогда, когда все это совершается в особом состоянии. Дарна — равновесие человека и Природы, которое человек ощущает, живя и действуя. И всякое его действие ощущается не просто личностно, а вместе со всем миром. Человеком ощущается реакция мира на его поступок. Ощущается и воля всего мира, зовущая человека поступить так или иначе и поступать всегда со знанием меры. В этой воле слагаются и воля предков, и воля Земли, и воля богов.
Ощущение это переживается во-первых, как поддержка, которая как-то греет изнутри, дает силы и очень существенна, если человек решился на какое-то дело в одиночку или малой группой. Во-вторых, переживается оно и как врожденное чувство меры, когда, перейдя меру, внутреннее ощущение комфорта и правильности начинает сменяться каким-то беспокойством; а восстановление этой меры удовлетворяет. В состоянии Дарна увеличиваются силы и возможности человека. В Дарна возникает особое видение мира, когда человек просто смотрит на него и весь его ощущает, знает его.

Понятие Дарна составляет заметную часть природной веры. Смысл природной веры не только в постоянном творении духовности, зовущей к борьбе за выживание людей и Природы. Смысл еще и в том, чтобы люди были счастливы — овладели состоянием Дарна, в котором может счастливо продолжаться их жизнь, даже если они слабы и немощны. Путь овладевания состоянием Дарна можно назвать языческой аскезой.

9. Мифологически, Дарна понимается как бытие человека в согласии с богами — созидателями жизни. Созидатели жизни обновляют жизнь на Земле, а действующие в согласии с ними разрушители устраняют то, что более не может полноценно существовать. В созидательном смысле, такое явление как смерть не является злом, ибо она не бывает преждевременной, и поэтому не вызывает того страха, который обычно с ней связывают.

Состояние человека (общества или Природы), отличное от Дарна — характерно внутренней разобщенностью, войной добра и зла. В этом состоянии, помимо богов — созидателей и договорившихся с ними разрушителей, в жизнь активно вмешиваются еще и боги погибели. В этом случае, смерть уже может оказываться преждевременной, и должна рассматриваться как насилие, как погибель. Конфликт богов ведет к разрушению Дарна.

Состоится Дарна (когда злые боги-разрушители не могут вмешаться в жизненный процесс) или нет — во многом зависит от человека. Одно и тоже действие можно совершать в состоянии Дарна и в состоянии внутреннего конфликта. Герой, сражающий гада, может делать это в Дарна, с чувством осознания равновесия мира и смысла своего деяния в нем. Тогда он собран и не боится за свою жизнь. Удар его будет точен, а лик спокоен. Он ощущает, что исход битвы решается не только им и противником. Рядом с ними есть и сражаются те незримые силы, которые оба они представляют. Пребыванию в Дарна помогает постоянное напоминание о существовании мира и своего предназначения в нем.

Герой, может биться иначе, в состоянии крайней ненависти и напряжения, будучи ориентирован только на самозащиту; все его страсти написаны на его лице. Тогда существование всего Мира оказывается герою не важным, Мира как бы нет вовсе. В этом случае, герой выбит схваткой из состояния Дарна и он вынужден расчитывать только на свои силы — боги и предки могут и не помочь ему.

В древности это было подмечено всеми индоевропейцами; например, греками, у которых на Олимпийских играх считалось правилом не выражать своего напряжения и эмоций, не уходить в себя к моменту наивысшего напряжения. Только тогда атлет получал возможность на поддержку со стороны духов предков и сил Природы. Из этого следует, что на Олимпийские игры греки приходили не одни, а с предками и богами. Заметим также, что и сами игры происходили у Олимпа, чтобы боги были им свидетелями. Перед выступлением атлет тренировал и настраивал тело. Но настраивал он и душу. По нашему пониманию, молился и психологически себя подготавливал к связи с божеством во время выступления. И помощь приходила. Некоторые древние рекорды до сих пор не побиты.
Естественно, что не только в греческой, но и в славянской традиции есть обращения к богам и предкам перед какими-либо ответственными и тяжелыми делами. Этот самонастрой есть обещая черта во всей индоевропейской языческой культуре, может быть, это общечеловеческое свойство — стремление сделать дело в состоянии Дарна.

Одновременно вести смертельный бой и пребывать в Дарна — это высшее, что может богатырь или культовый воин всех народов. Надо думать, что это был идеал, на который ориентировались. Поэтому древние воины следили за красотой состояния и настроем души в традиционных состязаниях, а в бой шли с песней и умирали с улыбкой. Герои русских сказок, побеждая чудовище, всегда помнят о своем месте в мире, понимают за что бьются, поэтому пребывают в Дарна.

Бой за образ жизни, за идею с поставленным богами противником — это то, к чему готовятся всю жизнь. Бой — как ключевой момент жизни, выпадает далеко не каждому. Бой может длиться секунды, а может и годы. И то, чем ведется бой, с кем и в каком пространстве — все это может быть очень различным. Складываться же человеку должно в условиях мира и состояния Дарна, чтобы он знал: за что биться, если ему биться придется.

Понятие о назначении человека приходит посредством деяний и прозрения в тиши Природы. В такое время приходит ощущение того, что есть Дарна. Также, Дарна — как частный случай — может предполагать и патриархальный образ жизни, который не увязывается с промышленной цивилизацией, но при этом Дарна зовет и к действию. Дарна — есть одно из высших ценностей славянского (шире — индоевропейского) язычества, когда действие совершается в состоянии веры.

Поиск

Журнал Родноверие