И снова об этом

Когда я писала первую статью на эту тему, то предлагала, по ходу написания тех или иных частей, познакомиться с ней Дионису (Любомиру), и его замечания повлияли на результат. Правда, не столько в сторону развития темы, сколько послужили еще большему освещению философской и межличностной стороны дела.

Было предчувствие, что познакомив с текстом в первую очередь еще нескольких людей, я, возможно, получу новые импульсы, которые помогут сказать больше и лучше. И вот я получила письмо от одного из этих людей, а именно молодого человека, получившего недавно в "Славии" сакральное имя Лучезар. Его отклик кажется мне очень удачным, в том смысле, что подавляющее число читателей, и мужчин в особенности, скажу что-либо в том же духе, по крайней мере, достаточно близкое.

Содержание письма (далее я буду цитировать его частями) сводится к следующим утверждениям:

1. В статье вообще очень мало сказано на заявленную тему.

2. Хорошо было бы написать об отношениях между мужчиной и женщиной, именно основных, любовных, как вообще, так и в наше время.

3. Главная роль женщины — хранительница очага, жена, хозяйка, наконец, соратница мужчины, и эта ее роль совершенно разрушена, как и традиционная роль мужчины. Любовные отношения строятся не так, как должно, и язычество могло бы помочь восстановить норму.

4. К жизни надо относиться проще, в том числе к отношениям женщин и мужчин.

Я думаю, что все названные темы очень серьезны, и что они действительно открывают возможность для продолжения разговора.

Но необходимо уточнить важную деталь. Снова размышляя об обстоятельствах появления всего этого текста, я ощущаю, что пишу его, находясь не в самом простом для осмысления потоке Великой Силы, которая в язычестве чаще всего именуется именем Матери и обозначается образом женским… но которая иногда предстает и в преувеличенно мужской ипостаси, или совершенно абстрактным Божеством. Не без участия этой силы, насколько мне известно, устраивались такие роковые события, как подходы Мухаммеда, и так далее. Шутило помаленьку это существо и с Фрейдом, заставив его представить обычное усвоение социо-половых ролей с помощью естественного подражания родителям, как цепь "инцестуальных комплексов". Поэтому опасаюсь, что из-под удара пальчиков по кейборду будут и далее то и дело выходить достаточно неожиданные заключения и соответствия. И все, что я могу обещать как честный и независимый автор — это следовать логике и правде жизни, и, как обычно, тщательно работать над стилем… но нарисовать лубочную картинку и обещать, что "наше язычество" претворит ее в жизнь, независимо от капризов климата и шуток домовых — честное слово, не могу. Добрые поселяне XXI века! Позвольте заверить вас, что вы сами не знаете, чего хотите. Если бы дали вам то, что вы представляете в самых светлых своих мечтаниях, то возможно, не надолго хватило бы вашей радости. Потому что жизнь стала бы предсказуемой и безвариантной.

Прислушаемся к старой песенке

В старом замке над рекою
одиноко жил кудесник.
Был на ты он с Сатаною,
как поется в старой песне.
Старой был чудак закваски,
не терпел духов и пудры
и не ведал женской ласки,
потому что был он мудрый.
А без женской ласки, право,
жить ужасно одиноко.
Деньги, почести и слава
без любви — а ну их к Богу.
И сидел он вечер каждый,
о взаимности тоскуя,
и придумал он однажды
сделать женщину такую,
чтоб была она душою
наподобие кристалла,
не бранилась ежедневно
не ворчала и не лгала.
И склоняясь к своим ретортам,
сделал женщину кудесник,
ибо был на ты он с чертом,
как поется в старой песне.
И чиста, и непорочна,
из реторты в результате
вышла женщина — ну точно
Лотос Ганга в женском платье.
И конечно, очень мило
целый день она несмело
за кудесником ходила
и в глаза ему глядела.
По малейшему приказу
все желанья исполняла,
и не крикнула ни разу,
и ни разу не солгала.
Ровно через две недели
вышел из дому кудесник
и повесился на ели -
так поется в старой песне.

В старой песне, конечно же, все преувеличено. Но то, что иной раз исполнение желаний гораздо большая проблема, чем их неисполнение — отмечено точно. Настолько же точно, как и то, что я опять существенно отвлекаюсь от заданной темы в общие вопросы. Но чего еще ждать от автора, поведшего нечаянную дружбу с Великой Матерью философов.

Тема не раскрыта?

Так вернемся к письму нашего друга Лучезара.

Он пишет:

Здравствуй!

Прочитал твою статью. На мой взгляд либо тема не раскрыта, либо я чего-то не понял.

"Мужское и женское в языческой этике и обрядовой практике" так звучит название, однако именно о мужском и женском в статье написано не так много.

Мне кажется, что я все-таки выразила нечто важное. То, что отделяет наш подход к язычеству от многих других. Это признание приемлемости РАЗНЫХ образцов жизни, возможность выбора из нескольких совершенно разных возможностей. Свобода не беспредельная, но по крайней мере варианты предлагаются.

Понятно, что есть в язычестве и в родноверии и совершенно другой подход. Действительно, многие требуют установления твердых патриархальных форм, без каких бы то ни было вариантов. Самое крайнее, что я в этом отношении знаю — это позиция Богумила (В.Голякова), для которого женщина — вообще неполноценное существо, которое можно признать законной женой, только когда она… родит сына (дочка не считается). Из какой традиции это взято, с трудом себе представляю, но, как говорится, "это круто".

Второе, что я все-таки успела написать — это то, что наша свобода не допускает при том "все, что попало". Она требует преимущественной ориентации на Священное Предание или народный обычай. То понимание "женщины-хозяйки", и "мужчины-хозяина", которое прочно сидит в наших умах и душах и о котором пишет и Лучезар, само по себе — очень сильное, раз так запоминается и продолжает волновать не одну душу, даже когда вокруг, да и в нас самих, торжествует совершенно иное.

Но и это иное — не только испорченность или извращенность. Я постараюсь далее показать некоторые скрытые причины этой странной ситуации. Тема снова не будет раскрыта полностью, но и кто бы смог на это претендовать?

Поговорим о любви?

Лучезар также написал:

На мой взгляд в статье, носящей подобное название, нужно было глубже затронуть отношения между мужчиной и женщиной, тему любви и современном положении дел в этой сфере.

Есть множество причин, по которым я даже и не пыталась в том, первом заходе, коснуться этой темы. Хотела избежать и при втором, но…

С одной стороны — кто только ОБ ЭТОМ не писал. Трудно представить появление чего-то нового. Разве читателю стало бы лучше, если бы он очередной раз прочел тот самый текст, который и сам легко, без запинки, написал в ответ на мою статью?

С другой стороны — перебрав свой разнообразный жизненный опыт: замужеств, рождений, житейских коллизий, вспоминая свои горькие слезы в день, когда последний раз оформляла брак (штамп по иронии судьбы ставился в раздел "воинская повинность"), и светлую радость, которую испытывала при появлении каждой новой разводной отметки; припоминая разнообразные приключения, от поисков духовности во всеобщем тантризме, до провоцирования на сетевые исповеди запущенных садомазохистов, ну и тому подобное… я вынуждена была, размышляя над письмом Лучезара честно и беспристрастно, констатировать… что ровным счетом ничего в этом не понимаю. Это лет двадцать назад я считала, что понимаю почти все, по крайней мере главное.

Ну так я, как говорится,

"жизни не знала"

Я понимаю лишь то, что в этой области ЧУВСТВА все-таки важнее, чем абстрактные понятия и нормативы, хотя и далеко не всегда нужно или хотя бы даже допустимо им следовать. Но и заставлять себя силой — делать что-либо под влиянием рассудка — весьма опасно.

Подобная скромность суждения, и мысленный посыл темы "подальше и надолго" дали своеобразные плоды. Готовясь к проведению очередного праздника, я нашла в сборниках обрядовой поэзии песни о Костроме, с существенными комментариями, которые давно искала (с того самого времени, когда этот элемент неожиданно для меня появился в одном из обрядов). В результате удалось определить не только правильное время года и примерную дату для традиционного обряда в отношении этого знака, но и привязать его, предположительно, к сакральной анатомии. Есть более серьезные монографии на эту тему, но вдруг да и удастся дополнить их какой-то упущенной ранее деталью, без претензий на такую же академичность.

Итак, "очерки сакральной анатомии" впереди. Над этим стоит поработать не спеша, ибо спешка в таких делах — это почти худшее, что можно сделать. Представьте себе, что вы собираетесь приобрести свой совершенно первый, уникальный, неповторимый любовный опыт. Не знаю, как вы, но лично я, несмотря на все вышеописанное, всегда готова такое представить. Естественно медлить, говорить о возвышенном, и не торопить неизбежного разочарования.

О ней же, любви, в широком смысле

Вернемся к теме личных отношений между мужчинами и женщинами, в социальном ключе.

Ведь автор письма вовсе не имел в виду одни лишь интимные отношения, а написал о существенно более широком круге явлений, и порой справедливо:

Что касается моего отношения к этой сфере жизнедеятельности человека, то я считаю, что в современном мире барьеры между мужчиной и женщиной слишком смазаны. Мужчины становятся все более женственными, а женщины наоборот. Уж не знаю, чем это вызвано, можно, наверное, объяснить падением содержания в крови мужчин тестостерона, но понимаю я в этом не больше, чем в микросхемах, поэтому много разглагольствовать не стану. Я считаю, что в век поголовного увлечения феминизмом женщины стали забывать о своей главной роли в этом мире — быть хранительницей очага, хозяйкой, женой и ближайшим другом и соратником мужчины.

Нет, я вовсе не против самостоятельности и независимости женщины как человека, но всеми руками против современного положения дел. Что я наблюдаю сейчас (на примере своих сверстниц): больше половины девушек просто ничего не умеют делать по хозяйству, мечтают выскочить замуж за богатого дядю, который будет им оплачивать все их капризы (о любви здесь речи даже не идет), работать не хотят, очень смутное представление имеют практически обо всем. Или другой тип: ярые феминистки, борцы за права женщин, кичливые и признающие свое мнение единственно верным. Однако ни тот, ни другой вариант, как ты понимаешь, на роль хранительницы очага не подходит. Современные мужчины тоже хороши. Безответственность, пьянство, лень и снобизм — вот те качества, которые все более становятся присущи современному молодому человеку.

Очевидно, годы унижения и угнетения русского народа дают о себе знать. Язычество просто должно вернуть русским людям, и прежде всего молодым, те этические и моральные ценности, которые в нас так старательно душат. Укрепление семьи — вот главная цель! Современная молодежь слишком уж сильно, на мой взгляд, увлечена темой "любви до гроба"; мечтают жениться по любви, влюбляются, женятся, но как только в браке происходят первые неурядицы и размолвки, понимают, что любви-то уже и нет и ничего их друг с другом не связывает. Как следствие — развод. Мужчина и женщина, создающие семью, должны быть прежде всего соратниками, ГОТОВЫМИ вместе переносить все тягости и невзгоды, хорошо, если они любят друг друга, но не беда, если пылкой и страстной любви нет. Это только ощущение, что ее нет, на самом деле она есть и гораздо глубже и сильнее чувства влюбленности, выдаваемой и принимаемой многими за "настоящую любовь". Отношения между мужчиной и женщиной должны быть проще, впрочем, как и отношение к жизни в общем!

Пожалуй, хватит.))

СЛАВА БОГАМ!

Лучезар.

Итак, мы видим, с одной стороны, цель и идеал, с другой — картину общей испорченности и несоответствия. Надежда на язычество как на способ возврата к правильной, природосообразной жизни, кажется вполне логичной. Но сколько светлых душ и умов тянулось в свое время к христианскому — иудейскому очищению от "извращенного язычества"! Классическая литература и философия запечатлели эти надежды…

Думаю, что угнетение русского народа все-таки не имеет прямого отношения к этому раскладу, и что такие проблемы мучили мужчин и женщин во все века и везде. Это видно и из древнего предания, включая любой сборник народных сказок.

И может быть, не нужно надеяться на какие-то чудо-рецепты и помощь извне, а попытаться наилучшим образом наладить именно свою жизнь? Для чего со скорбью смотреть на девиц холодных и корыстных, с опаской — на романтически требовательных к накалу чувств, с возмущением — на наглых феминисток? Ведь всего-то и нужно, что найти ОДНУ особу, которая соответствовала бы твоим взглядам на этот предмет. Более того, можно ее и не слишком усердно искать, а заняться неспешно, но решительно и последовательно — превращением САМОГО СЕБЯ именно в ТАКОГО мужчину, которому быть соратницей и матерью семи чудных ребятишек — одно непрерывное удовольствие… ну или по крайней мере хоть немного в кайф! На это и нужная особа женского пола подвернется всенепременно, и даже позволит себя малость довоспитывать до соответствующего уровня "женственности".

Обратите также внимание, что, если присмотреться к тем "несимпатичным" образам, которые Лучезар обрисовал, то все они уложатся в мифологические языческие понятия. Я буду для простоты брать межкультурные параллели, подразумевая, что славянское соответствие найти также непременно надо, но лично для себя, поэтому считайте мои аналогии всего лишь приблизительными, призванными разбудить воображение, а Родные Боги пусть сами Вас найдут. Найдется в древних преданиях место и властной феминистке (Макошь, Афина Паллада, Изида и т.д.). И Деве-Охотнице (Артемида, к примеру), холодной, жестокой и самолюбивой; современная "амазонка" охотится за капиталом и удобствами, не заботясь о шоке и возмущении мужчин, которые вовсе не рады быть дичью, да к тому же явно измеряемой толщиной кошелька. А разве "Богиня Любви и Красоты" обязана с пониманием относиться к смене пылких чувств "хозяйственным и производственным" долгом, и способна ли она на ровную и ответственную заботу о все более скучном в каждым днем, озабоченном бытовыми заботами муже? Но есть в славянской мифологии и образ Лады, а в смежных — Персефоны, Юноны, Геры, и т.д.

Видимо, женщины, как и мужчины, всегда далеко отстояли от простого, стандартного образца, и это отразилось в соответствующих преданиях. Однако логично задать вопрос: а ДЛЯ ЧЕГО ВСЕ ЭТО? Может быть, все же большинство этих образцов ненужно, болезненно, является отклонением от "правильной нормы"?

Лучезар показывает то внутреннее противоречие современного мужчины, которое я уже отметила в первой статье:

"… женщины стали забывать о своей главной роли в этом мире — быть хранительницей очага, хозяйкой, женой и ближайшим другом и соратником мужчины. Нет, я вовсе не против самостоятельности и независимости женщины как человека…"

Не очень-то это согласуется: самостоятельность и независимость, и одновременно "главная роль" в качестве поддерживающей силы в жизни мужчины. Может быть, вот это деликатное желание: одновременно уважать женщину как личность — и ждать от нее, чтобы она сама, добровольно вспомнила о "главной роли", — как раз и делает человека "сидящим на двух стульях", поскольку он не притягивает к себе достаточно надежно ни самостоятельную и независимую женщину, с которой можно стать соратниками, но тогда и очаг вместе ковать; ни скромную домашнюю "ладушку", которая будет заглядывать в рот…

Сошлюсь на довольно занятный личный опыт. Так получилось, что в 20 лет, за полгода до своего первого брака (собственно, единственного действительно брака, ибо он принес мне всех четверых детей, которые есть сейчас), я слушала беседы духовного учителя, которому доверяла, и усвоила из них идею "мужчины как главы семьи", которому женщина должна смиренно подчиняться. Первый год брака я честно пыталась сделать из своего мужа руководителя. Но когда дети пошли… простите, но я должна была обеспечить их жизнь, развитие, пусть не лучшим образом, но хоть как-то, как могла. И у меня уже просто не оставалось времени на сочинение сценариев о том, как мой муж мной руководит. Надо было все организовывать, так или иначе.

Конечно, есть и удачные примеры действительно сильных и волевых мужчин, с покладистой и следующей "указаниям сверху" женой. Но и там не все благополучно. Совсем как в мифологии. Снова извинюсь за частые ссылки на древнегреческую, но просто она литературно наиболее проработана и маловариантна, в отличие от скудости оригинальных славянских преданий, и обилии авторских сочинений, которые могут и не нести глубоких, проверенных временем, архетипов. Например, образцовая супруга Громовержца, Гера, серьезно отыгрывалась за тиранию супруга, на соперницах и прочих смертных, играя в этих случая роль Ме-Геры. И как ни странно, в красивых патриархально сложенных семьях наших дней, присмотревшись, можно увидеть проявления невроза вроде бы покладистой домашней жены, в отношении детей или родственников, например. То есть это добровольное и удобное подчинение все-таки даром не проходит, проявляется стремление и "спящую часть личности" отыграть.

Возможно, в письме употреблено не совсем точное выражение, и только. Если бы речь шла хотя бы о роли именно в семье… Но написано: "в этом мире", и мы часто бросаемся такими словами, не подумав. Роль любого человека в этом мире может включать в себя потребность в глубочайшем духовном развитии, да и сама эта жизнь наверняка уникальна, даже если предположить приобретении после нее чего-то нового, еще более привлекательного. Не придумали ли мужчины женщинам роль "внизу" искусственно, на каком-то этапе исторического развития — все далее к торжеству примитивного силового превосходства над древней родовой мудростью "распределенного по ролям" сообщества"? Отвергнув "одинаковость" женщин и мужчин (лично я против нее, как уже писала!), не лучше ли поискать более удачные "женские и мужские роли", избегая определения, "кто и чьим помощником и служителем по жизни является"?

Здесь впору насторожиться: ведь я наверняка очередной раз улизну от определения этих ролей, предварительно разбив предложенную модель. Это отнюдь не считается хорошим тоном, да я и всегда сама против этого. Свобода в чистом виде, поиск без границ… разве на этом построишь семью, или оздоровишь общество? Да пожалуй, что развалишь и то, что еще осталось. Но, что поделать, я совершенно не готова в данный момент предложить что-то определенно законченное… зато предложу конец еще одной ниточки. Авось она выведет хоть к какому-то временному заключению. А там напишем и продолжение, собственно "об этом". Глядишь — и новые идеи появятся: вот мне сегодня еще одно письмо прислал новый читатель: "читаю, возникают мысли…". Право, процесс зарождения мысли иной раз не менее радостен, чем зарождение чего-то или кого-то еще.

Человек — цель, а не средство

А что, если подумать не о роли кого-то из людей, все равно, женщины или мужчины, поскольку этот вопрос вообще философски очень сложен и запутан. В конце концов, личность священна, и имеет право самостоятельно выбирать для себя назначение. Но помыслим более узко, о главном назначении самой любви между женщиной и мужчиной. Это сразу выводит на более точные мысли. Ведь главное назначение здесь, безусловно, рождение и воспитание потомства, обеспечение ему в будущем лучшей или хотя бы не худшей жизни, чем та, которой живут сами родители. Вот от этого и будем отталкиваться; и заметим, что это главное назначение семейных отношений и для женщины, и для мужчины. Отметим и вторую по важности цель — делать человека счастливым, здоровым, бодрым, давать ему чувство морального удовлетворения, и психологического комфорта.

Вторая из названных целей для эгоистов, индивидуалистов даже важнее. И она объясняет, почему реальные взаимоотношения крайне взаимозависимы. Каждый ищет партнера "под себя" или "по себе", но находит реальных людей, которые в чем-нибудь, да не соответствуют. А ведь достаточно самому стать таким, каким ты хочешь видеть себя в дальнейшей жизни, и быть искренним с окружающими. Человек, который нравится сам себе, непременно понравится и окружающим. Даже если он будет вести себя нагло, вызывающе, подавлять их! Кому-то это покажется крайне симпатичным… и он ваш (или она ваша)! Можно быть вызывающе глупым, вызывающе некрасивым, перепуганным до смерти, да все что угодно… и на это найдется покупатель! В Интернете ходят истории о том, как какая-то дама удачно вышла замуж в USA, выставив на сервере международных знакомств… фотографию огромной задницы в спортивных шароварах. Это было востребовано! Вы уникальны, и если вам нужен ровно один покупатель, а не новые подружка-приятель каждый вечер, то ни к чему насиловать себя масс-технологиями. Главное — действительно нравиться себе, чтобы смотрелось убедительно.

Но это было про "любовь для удовлетворения", а как насчет потомства? Опять вспомню свой реальный опыт: когда родится потомство, то уже не до теорий или сантиментов. Если мужчины слабы, то женщины должны сделать все, что могут. Заработать деньги. Построить родню. Построить дачу. Поставить на место соседей. Выпросить или даже затребовать у Бога или Богов изменения фронта надвигающегося урагана, если это по-настоящему актуально.

Наконец, женские и мужские неврозы и "неправильное" поведение могут быть также вызваны ощущением, что с потомством все равно получится что-то очень уж нехорошо. Если перспективы скверные, то возможно угадывание на уровне подсознания, насколько именно они аховые, и из-за этого — идиотское половое поведение, приводящее к одиночеству, но и большей свободе, и меньшим рискам для потомства. И все же — что может быть хуже, чем просто не родиться? Поэтому людей, "решившихся и сумевших", уважают все-таки больше. Решительная, энергичная, рисковая современная дама может спрятать образ своего ребенка и его животрепещущие интересы глубоко в сердце… даже для самой себя не всегда заметно, а уж для окружающих! Да и мужчина, наделенный подлинным боевым чутьем в жизни, вряд ли станет трепать языком о семейных ценностях. Так надо. Жизнь в этом мире порой настолько сурова и опасна, что вряд ли стоит много трепаться о том, что ты действительно ценишь и любишь. Возможно, и "мужская суровость" (политика, футбол, биржа), и "женское легкомыслие" (тряпки, рецепты) иной раз служат прикрытием для этой глубинной стороны жизни.

После этих "отводящих глаза" рассуждений вернемся к ситуации молодого человека, который присматривается к окружающим девушкам и женщинам, с заветной мыслью, "которая из них суженая". Конечно, он может вооружиться догмой, но тогда ему стоит по крайней мере заранее накопить денег ну пусть не на дворец, но на крепкую хату… Потому что если "соратница" добудет совместно и наравне, то вряд ли она потом безропотно на хозяйство усядется. А накопив на хату, может быть, и не искать "возвышенной и серьезной личности", а поискать эдакую серенькую, и беспредельно радующуюся именно наличию хаты? Тем более если чувствуешь, что чувств хватит максимум на месяц-другой, то зачем их переизбыток с самого начала? Захочется чувств — романтическое знакомство время от времени организуешь. Опять-таки не без возможности очень красиво посидеть в кафе с красивой музыкой и меню. А Личность с большой буквы, в женщине… вычитай первую часть программы. Она даже поломает себя некоторое время, если сама будет верить в твою догму, или духовные авторитеты убедят. А потом все равно не сломается, только будет иметь сильно помятый жизнью вид — и это вся радость. И не личность, и не подруга, нечто несостоявшееся во все стороны. Жизнь ведь не так устроена, чтобы кому-нибудь все удобства и потребности удовлетворять, не для этого вообще людям давали. А чтобы носился с высунутым языком и проблемы решал, наверняка! Про "мирных, непорочных, неуязвимых никакими несчастьями поселян" ни слова в реальной классике. Разве что дешевая социальная фантастика, или популярная социальная демагогия образы подсовывает. Да еще зачем-то родители и педагоги головы детям жестоко морочат. Должно быть, чтобы заглушить укоры совести за то, в какой мир потомство пригласили. И вот комедия "разочарования" и "недоумения" продолжается из поколения в поколение. Не думаю, что наилучшая роль язычества — попытаться ставить на эту заведомо проигрышную карту, как-то "правильная и идеально устроенная жизнь". Жизнь — борьба, и точка. А теперь давайте изучать разнообразные приемы борьбы, для множества случаев жизни. Уже и не нудно, и не грустно.

Но предположим, что ты решил именно бороться за строительство своего "жизненного плана" так, как тебе нравится. Какой выбор предпочесть? Думаю, предпочесть стоит то, что любишь и ценишь действительно более всего. Если дом и домашний покой, где общение может быть вполне рутинным, зато надежным — то строй смело и не ищи чудес и романтики высшей пробы. Если что-то еще — то именно это и добывай. Существуют, наконец, все еще люди, верящие в чувства, в их парадоксальную и все побеждающую мудрость, и не желающие остывать, потому что якобы "настоящая любовь — это надежное сотрудничество". Так ведь прекрасно, что они есть, да на них и во все века как на "последних чудаков" смотрели, но Природа продолжает производить некоторое количество, чтобы скучно не было.

В конце наш друг написал:

"Отношения между мужчиной и женщиной должны быть проще, впрочем, как и отношение к жизни в общем!"

Ой ли! Ты можешь уложить все учебники по математике и физике в одну брошюру, или это будет заведомая профанация? Ты можешь изготовить компьютер из молотка и четырех пачек гвоздей?

Так не правильнее ли было сказать: "Отношения между мужчиной и женщиной не могут быть простыми, потому что жизнь невероятно сложна". По правде говоря, я не решаюсь здесь изложить свою любимую гипотезу насчет главной причины, по которой она настолько сложна… Если кто-то ухитрится ее упростить, то я на это с интересом посмотрю. Но лично я в эту игру не играю. Вдруг и в самом деле скучно станет? И глазу предстанет простая картина еловой аллеи, на которой аккуратно, почти как под новый год, развешены достигшие всех своих целей и мирно успокоившиеся после этого граждане?

Но я верю, что конкретный человек лично для себя может достичь и этой цели: найти способ жить просто, красиво, достойно. И надеюсь, что моя работа все-таки чем-то поможет ему определиться, именно в том смысле, чтобы самого себя немного упорядочить, выбросить на помойку избыток сложности и эстетически-эмоциональной взыскательности, поставить цель и достичь ее. После этого… либо все устроится само, либо можно для порядка еще и визуализацию произвести по правилам, ну или какой вид магии вам помогает чаще всего? Работает многое, только надо подобрать по своим естественным наклонностям.

Человеку весьма часто бывает трудно понять, чего он сам хочет.

Когда это правильно удается, остальное порой уже не проблема.

Поиск

Журнал Родноверие