Существует несколько мифов описывающих образ Бога Ящера. Миф о сражении Ящера с Сварогом является несомненно космогоническим. Согласно мифу рожденный Матерью Сырой Землей бог был наделен огромной силой полученной от матери. Ящер ощутив в себе могучую силу решил стать Верховным Богом и бросил вызов самому Сварогу. Закипел между ними бой. Горела земля, вздымались горы. Сварог при помощи Семаргла запряг его в плуг, и начали пахать землю. Где были борозды стали реки, земляные отвалы стали горами(Горы не редко называли змеиными валами). В греческой мифологии подобное сражение происходит между Апполоном и сыном Геи Пифоном. Где с Пифоном также связывают образование мест силы, в частности над местом захоронения останков чудовища был построен Дельфийский Оракул, Жрица которого носила титул Пифии.

Триножник Оракула располагался над расколом земной коры, откуда подымались испарения, якобы от тела самого Пифона. Схожие образы можно найти как в китайской мифологии, согласно которой Землю породил Великий Дракон. Причем это знание было абсолютно прикладным. Силовые линии земли как водные жилы назывались Жилами Дракона, а места их пересечения считались местами силы. В своей книге о друидической магии Д. Монро описывает схожие представления друидов о силе дракона как вополщение силы Земли. Из выше сказанного можно сделать вывод, что образ Ящера является воплощением земной коры в целом и причиной горообразования в частности. Сила воплощенная в образе этого божества по сути сила самой земли.Великаны, дети Ящера – суть воплощение силы стихий, связанных непосредственно с земной корой(т.е стихии огня, воды и земли), назывались Горынями. Позже их образ был воплощен в образе сказочного трехголового Змея Горыныча.

Вообще с образом бога дракона во многих мифологиях связывают всех пресмыкающихся гадов. В славянской мифологии есть миф который описывает подобную связь: «Однажды захотел Ящер захватить небесный Ирий сад. Начал он взбираться по Мировому Дубу в Верхние Чертоги. Пролизал он три свода, и поняли Боги что не совладать им с ним, обратили свои взоры к могучему Орлу восседающему на самой вершине Мирового Древа – то был Род Батюшка. Начали молить Рода спасти мир от Ящера. Слетел Могучий Орел и сбросил Змея Ящера на Землю. Переломал он себе все косточки и не смог больше встать во весь свой могучий рост и скрылся под корнями Мирового Древа. С тех пор все змеиное племя ползает по земле на брюхе не смея поднять голову»

Образу Бога дракона также часто приписывают роль хранителя земных богатсв. Русские сказки не исключение. Змей Горыныч сторожил несметные сокровища(золото, и драгоценные каменья). Вообще интересна связь драгоценных камней со змеиной символикой. Так, от Англии до Дальнего Востока было распространено поверье, что драгоценные камни образовались из змеиной слюны. Сама символика драгоценных камней часто совпадала с символикой змеи: драгоценные камни как символ мудрости часто находили во лбу, глазах или во рту символических представителей змей-драконов».

Во многих русских народных сказаниях упоминаются змеи, как хранители «силы земной».В сборнике Бажова«Малахитовая шкатулка» (1939) собраны им народные сказы о «золоте», «Дорогое имячко», «Про Великого Полоза», «Змеиный след», «Золотой волос», и конечно сказы о Хозяйке Медной горы и о собственно каменных богатствах Урала. Объединяющей нитью этих сказов является попытка разгадать ключ к «каменной силе земли».Тема «каменной силы» актуальна прежде всего для сказов о Хозяйке Медной горы.

Культ бога Ящера был, как показывают археологические находки и многочисленный этнографический материал, довольно распрастранен в центральной полосе Россиии, был силен в северозападных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. С именем Ящера связаны топонимы многих озер и рек Северо-Запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая Ящера и др. В окрестностях Москвы можно указать на Спас-Крокодильный монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодилино). На новгородчине возможно существовало капище в районе развалин Рдейского монастыря. Там же Ящера рассматривали как отца или самого Волхова.

Сохранились данные, что особо чествовали Ящера на Ореховый Спас и щедро сыпали орехами в пасть кумиров Ящера. Возможно, как поддоному властителю бросали в воду девичью куклу (а то и саму девицу).

Поиск

Журнал Родноверие