Славянское язычество как оно есть.
Вчера и сегодня накрыло меня некое озарение, касающееся вопроса о том, как практиковать славянское язычество в текущей ситуации. По крайней мере, как лично мне его практиковать.
Я ранее предлагал инкорпорировать в «этнографическое» славянское неоязычество культ «народно-христианского» Бога. И с течением времени пришёл к мысли о том, что это нужно сделать — этот образ имеет очень большое значение в народной традиции. Однако здесь возникает один вопрос, о котором я бы хотел порассуждать. Тождественны ли друг другу в народной религии «этнографических» славян Бог и Отец-Небо?
Во время праздников реализовался относительно крупный проект — описание порядка проведения славянского неоязыческого ритуала, основанного на книге покойного Озара Ворона и Е. Калинкиной "Вещая Русь. Языковые заговоры и арийский обряд".
Уже в зрелом возрасте (около 30 мне было тогда), я открыл для себя античную философию. С подачи моего друга, посоветовавшего мне почитать трактат Ямвлиха "О Пифагоровой жизни", цитату из которого я здесь публиковал недавно.
Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
Попытаюсь в этой небольшой статье рассказать о своём Бого- и Миро-понимании в настоящее время. Заранее прошу извинить за возможную сумбурность изложения…
Строительная жертва.
У многих народов мира (в том числе и у наших Предков – славян) в прошлом был распространён обычай принесения так называемой «строительной жертвы». При закладке строения требовалось принести жертву, в случае же постройки какого-либо крупного сооружения (крепости, моста и т.п.) эта жертва часто была человеческой. Бытование этого обычая подтверждается как фольклорными источниками и данными этнографии, так и археологическими раскопками. Во многих местах он (в разных формах) сохраняется и в настоящее время.
Традиционно — небольшой материал о культе Месяца у славян. Это отрывок из статьи, качество сканирования которой, к сожалению, оставляет желать лучшего, поэтому приношу извинения за возможные неточности:
В своём тексте «Мать-Земля. Образ» я писал об одном мифологическом мотиве:
«В духовных стихах Мать-Земля плачет из-за человеческих грехов:
«Растужилась, расплакалась матушка сыра земля
Перед Господом Богом:
«Тяжел-то мне, тяжел, Господи, вольный свет!
Тяжеле — много грешников, боле беззаконников!»
«Как расплачется и растужится
Мать сыра земля перед Господом:
«Тяжело-то мне, Господи, под людьми стоять,
Тяжелей того людей держать,
Людей грешныих, беззаконныих,
Кои творят грехи тяжкие:
Досады чинят отцу, матери,
Убийства и татьбы деют страшныи…»»
[Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI—XIX вв. / Сост., вступит. статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина.— М.: Моск. рабочий, 1991]»
Как известно, в славянской этнографии встречаются (хотя и редко) сведения о Перуне. Иногда попадаются и традиционные тексты, которые можно использовать в нашей культовой практике. Вот те, что известны мне: