Последнее десятилетие породило всплеск интереса к истории Русского Севера, в том числе к сакральной географии и краеведению. Предметами изучения становятся археологические, культовые и природные объекты, которые зачастую почитаемы местными сообществами и считаются святыми или же, наоборот, «нечистыми».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ/

Автор с сочувствием к русской стороне описывает Куликовскую битву. Перед этим он дает негативный по отношению к Орде обзор отношений Руси с исламским миром до и после битвы. Поскольку издание маленькое, он не боится прослыть политически некорректным и явно пишет все, что думает, не боясь обвинений в исламофобии.

Каждая местность нашей родной Беларуси имеет свою историю, свои достопримечательности, особенности, традиции, интересные и красивые природные места, овеяна легендами и преданиями. Не является исключением и Барановичский район. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой Родины, а изучать и познавать её лучше всего практическим способом, совершая походы и экскурсии по своему краю.

В Болховском краеведческом музее прошла персональная выставка Маргариты Гридиной. Естественно, в удаленном доступе. Тем не менее, она стала знаковым событием в культурной жизни болховчан.

Чем же это вызвано? Кто такая Гридина? Маргарита Ивановна одна из немногих в России создательниц национальных обрядовых кукол. Кроме того — известный краевед, художник, поэтесса.

Наверняка словосочетание "Мудрость Друидов" встречали многие. И в этот момент в вашей голове запускался автоматически процесс создания визуальной ассоциации, продиктованной современной культурой. Там обязательно фигурирует седоволосый старец в белой одежде, с бородой до пят. Обязательно с посохом (о них мы тоже как нибудь поговорим), а в самых запущенных случаях ещё и с массивной книгой в толстом кожаном переплёте. И конечно этот старец мудр. Он, стоя ночью на холме и созерцая звёзды, постигает наивысшую мудрость и придаётся философским рассуждениям о бытии.

battle of kulikovo 17th century miniature
Куликовская битва, миниатюра XVII века. У этого события была странная судьба: из-за ошибки пары человек, которые даже не были профессиональными историками, она какое-то время считалось небольшой стычкой локальных масштабов, хотя на деле сыграла ключевую роль в истории этой части Европы / ©Wikimedia Commons

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства.

В предыдущей публикации было описано, как художники столкнулись с проблемой воображения и изображения былинных сюжетов, как они выбирали своих героев и как со временем менялся былинный стиль в живописи.1 Интересно, что уже после открытия П.Н. Рыбниковым «былинного заповедника» на Русском Севере2 эпические песни заинтересовали композиторов. В 1867 году Н.А. Римский-Корсаков написал свою первую программную работу – музыкальную картину «Садко», в которой использовал народные напевы. В дальнейшем это чисто музыкальное произведение будет переработано в подлинный гезамткунстверк (нем. Gesamtkunstwerk — «объединённое тотальное произведение искусства») – оперу «Садко», которая, в свою очередь, ляжет в основу фэнтезийного фильма «Садко».

В данном очерке предлагается обзор авторских изысканий прежних лет, посвящённых происхождению и деяниям великого князя Руси Олега Вещего, тождественного герою скандинавских саг Орвар-Одду. Несмотря на то что уже не первый век разные исследователи предпринимали попытки по выявлению тех или иных аналогий между образом летописного князя Олега и его древненорвежским прототипом, почти все они были сведены к ограниченному кругу поиска и высвечивали лишь отдельные, вполне явные общие моменты и параллели.

На столе – деревянные чушки из цельного полена. В руках мастера они прямо на глазах принимают форму птиц, коней, кукол. Смотреть за тем, как работает Василий Краев, очень интересно – никаких чертежей, никаких современных электрических инструментов. Небольшой топорик, скобель, маленькая пила, одним своим видом намекающая на то, что сделана она по технологиям не этого века. И спокойный голос мастера, рассказывающего свою историю, которая тоже будто бы ещё в дореволюционное время произошла.

В средние века была написана немецкая эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах». Она основывалась на Скандинавском эпосе. В ней рассказывается история немецкого принца Зигфрида (Сигурда). Согласно содержанию поэмы, Нибелунги – это злые карлики, владеющие магическим проклятым золотым сокровищем. Но позднее людей, владевших их золотом, тоже стали звать нибелунгами.

Поиск

Журнал Родноверие