Наша страна считается самой гостеприимной, радушной, щедрой и хлебосольной державой. Всем нам известна традиционная церемония подношения гостям хлеба-соли. Она имеет за собой очень древнюю общеславянскую традицию почитания хлеба.
Первоначальное зарождение этого института произошло ещё в Древней Руси, во времена язычества, внутри родовой общины существовало так называемое «примачество» — аналог усыновления, распространённый в основном среди людей старшего возраста, которым становилось трудно справляться с хозяйством при отсутствии наследников.
В русских и украинских мифологических рассказах дается объяснение подобной актуализации переднего угла: здесь нередко появляется домовой.
1 января (19 декабря по старому стилю) 2022 года Православная Церковь помянула святого Илью Муромца (Илью Муромлянина, Муравленина, Муровца и т.д.), мощи которого покоятся в катакомбах Киево-Печерской лавры. По свидетельству Афанасия Кальнофойского, монаха Киево-Печерской лавры, жившего в 1-й пол. 17-го столетия, Илия Печерский жил за 450 лет до него.
Вихрь, ветер, воздух, то есть поднятый ветром и закрученный столб пыли, снега, в народно-мифологических представлениях осмысляется как проявление деятельности нечистой силы, как «чертова свадьба».
Перевод с украинского языка.
Любое определение понятия Бога не будет исчерпывающим. Но мы можем углублять свое понимание, в том числе с помощью смыслов, хранящихся в нашем языке.
Следующей ритуальной баней в жизненном цикле человека являлась баня для новобрачных.
Человеческий голос — наиболее сильный и очевидный маркер «этого» мира. В такой же роли выступают звуки и шумы, производимые с помощью предметов хозяйственной утвари и хозяйственных механизмов и отличающие мир человека от потустороннего, в котором, согласно традиционным представлениям, отсутствуют все эти звуки.
О ночных плесканиях:
...в навечерие Крещения, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовския песни и плясания, и на Богомерзкиея дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление, нощъ мимоходит, тогда отходят игрецы с великим кричанием, аки бесы, омываются водою, и егда начнут Заутреню, тогда отходят в домы своя, и падают аки мертвы, от великаго клохтания.
Купания в прорубях вошли в практику крещенских водосвятий сравнительно недавно. Они упоминаются в различных источниках только с XVI века.