Обычно когда речь заходит о военной истории, на первый план выступают тактическая или стратегическая её составляющие, а также непосредственно сами предметы вооружения и снаряжения. Моральный же аспект этой стороны человеческой деятельности чаще всего остаётся в стороне. Определённая однобокость исследований наиболее выпукло проявляется в публикациях по истории Средневековья и раннего Нового времени. А ведь и в те далёкие времена люди оставались людьми — со всеми свойственными им желаниями, страхами и суевериями. Участники конфликтов не только стремились одолеть соперника, но и старались уберечь свои жизни. В XVI–XVII веках солдаты-христиане пытались отвести от себя смерть, используя в том числе методы, к которым Церковь относилась неодобрительно.

Что мог позволить себе древний белорус, а о чем древний грек и не смел мечтать? Можно ли в полтергейсте рассмотреть отечественного домовика? Из-за чего фальсификаций в некоторых сферах белорусской мифологии больше, чем достоверных фактов? Почему последняя коллекция бонстиков радует своей идеей, но ее воплощение остается спорным? Про мифологическую картину мира наших предков и ее современное отражение в нашей жизни TUT.BY рассказывает кандидат исторических наук, мифолог Дмитрий Скворчевский.

Скандинавские скальды и ирландские филиды сходились в стихотворных состязаниях так же, как Гнойный с Оксимироном, а оскорбительным панчам и матерной ругани с древних времен приписывалась магическая сила, позволяющая сокрушить противника. Рассказываем о рэп-баттлах древности и их связи со словесными поединками современных рэперов.

В VII веке на территории Богемии появилось политическое образование, ставшее первым опытом государственного строительства у славян.

В материалистическом евангелии правого атавизма долголетие и телеология — одно и то же.

Одним из самых странных культурных явлений, возникших в результате выборов 2016 года и их последствий, стала растущая популярность в крайне правых кругах якобы выточенного провокатора в Твиттере по имени Извращенец бронзового века. Самопровозглашенный «Начинающий бодибилдер-нудист. Активист за свободу слова и анти-ксеноэстроген», имеющий на сегодняшний день около 20 000 подписчиков в Твиттере, BAP (как его называют) сумел стать маловероятным символическим лидером влиятельных уголков крайне правого Интернета. Например, еще в 2017 году Кертис Ярвин, он же философ-неореакционер Менций Молдбаг, использовал имя BAP как часть тщательно продуманного тролля : он рассказал корреспонденту The Atlantic Рози Грей, что BAP на самом деле была контактным лицом Молдбага для Белого дома.

Борьба за выживание рода, за сохранение своей территории и захват новых пространств была жесткой. Византийцы первыми из народов, владеющих письменностью, столкнувшиеся с новым противником, единодушны в описании ужасного зла и бедствий, приносимых славянскими вторжениями в пределы империи. Естественно, что без преувеличения не обходилось.

Александр Габышев, 51 год. Шаман. Вышел из Якутска в марте. Идет пешком в Москву изгонять Путина. Бог ему так велел. И Он же сообщил, что президент РФ — демон, темная нежить, которую не терпит природа и от которой изнемогает вся большая страна. Шаман Габышев — веселый, открытый и доброжелательный человек невысокого роста. Совершенно не производит впечатления сумасшедшего, психопата или оглашенного. Я раньше бывал в Якутии, дружил с музыкантами и общался с шаманами: это абсолютно нормальные люди, только знают и умеют больше, чем остальные.

До сих пор на русских кладбищах можно увидеть кресты, покрытые своеобразными крышами. На самом же деле во времена язычества подобные надгробные памятники не были редкостью. Только небольшая кровля тогда венчала не крест, а столбец. Такие «избушки» для мертвых называли на Руси «голубцами».

В своем исследовании историк Игорь Данилевский (НИУ ВШЭ) ставит своей задачей реконструировать скрытые смыслы древнерусских текстов. Их изначальная тайнопись обуславливалась целым рядом разнообразных причин, в частности, аллегоричностью мышления летописцев, самоцензурой. Ведь авторы и переписчики «Повести временных лет», как, впрочем, и других древних хроник, жили на землях князей и по понятным причинам не могли писать плохо о своих хозяевах или их предках. Но и лгать летописцам было нельзя.

Тема самой длинной забавы русских историков — спора о варягах, является одной из самых моих любимых, которой я посвятил уже лет двадцать трудов. Сначала мое внимание было сосредоточено на историографии спора: кто что утверждал и почему. Результатом этих работ был обширный собранный материал и не менее обширная рукопись, оставшаяся впрочем, незавершенной. Возможно, она еще будет закончена, но меня заинтересовал другой аспект дела.

Поиск

Журнал Родноверие