Государства, народы, народности и племена

Восстание полабов более тысячи лет назад на территории современной восточной Германии произошло между реками Эльба, Одер и Балтийское море. Целью восстания 983 г. было создание нового независимого государства с сильной военной силой. Для достижения этой цели им сначала пришлось стряхнуть с себя немецкое господство оттонов. Это было не первое и не последнее вооруженное восстание, но оно было самым крупным и результативным за всю историю Полабы. Союзу нескольких славянских племен удалось за короткое время завоевать немало территорий и поставить на колени Оттонскую империю. Результатом восстания в последующие десятилетия стало превращение Пястовского польского государства в значительную власть в Центральной Европе.

Два больших международных исследовательских коллектива опубликовали результаты анализа геномов 170 обитателей различных районов Евразии, живших от 8000 до 2000 лет назад. Обе работы показали, что важнейшую роль в формировании генофонда современных европейцев сыграла произошедшая около 4500 лет назад массовая миграция кочевых скотоводов из Причерноморско-Каспийской степи («ямная культура») в Западную Европу, где потомки мигрантов сформировали «культуру шнуровой керамики», она же «культура боевых топоров». С большой вероятностью древнее нашествие степняков непосредственно связано с распространением в Западной Европе индоевропейских языков. Последующие миграции этих популяций в восточном направлении, по-видимому, объясняют происхождение синташтинской и афанасьевской культур, а также тохарских языков. Исследование показало, что генофонд современных европейцев (как западных, так и восточных) складывается из трех частей, смешанных в разных пропорциях у разных народов: первая часть — от палеолитических европейских охотников-собирателей, вторая — от неолитических переселенцев с Ближнего Востока, вместе с которыми в Европу пришло сельское хозяйство, третья — от причерноморских степняков бронзового века.

011657792 1173930
Развалины села Асах

В Дагестан ислам проник в VII веке, но полная исламизация горного края затянулась на 12 веков. Последние язычники самого дальнего горного ущелья Дагестана приняли ислам в 1850-х годах.

Мифология восточных славян не сохранилась в полном объеме. Здесь мы говорим о восточных славянах в целом, а не только о великороссах или русских. Следы традиционного наследия легче всего найти в областях наименее подвергшихся не только христианизации, но и урбанизации – прежде всего в Белорусском Полесье ("Черной Руси") и горных областях Украины ("Червоной Руси").

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов распада большой семьи и перерастания разовой общины в сельскую (соседскую).

402949 87 i 140
Развалины капища на Антоколе

Общий обзор.

В Киевской Руси господствовали языческие верования. Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны. Религия восточных славян поразительно близка к первоначальной религии арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы, душам усопших, родовым домашним гениям.

Когда говорят о происхождении славян, вспоминают названия различных славянских племен: кривичи, поляне, древляне и т. д. Название русского языка по-латышски (krievs) хорошо демонстрирует тот факт, что во времена, когда в латышском появилось это слово, его носители общались не с абстрактными «славянами», а с племенем кривичей.

Русский народ – не только сложносоставной, но и многослойный. И напоминать об этом необходимо, дабы здоровый великорусский патриотизм не выродился в этнический национализм и шовинизм.

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

В работах, посвящённых истории и археологии северной Руси VIII-Х вв., то есть периода, тесно связанного с летописным призванием варягов, нередко можно встретить утверждения о неком огромном присутствии здесь в это время скандинавов. Зачастую заявляется, что следы пребывания в это время норманнов на Руси неоспоримы и составляют значительный пласт ранней истории таких важных северорусских городов как Рюриково городище или Старая Ладога. Более того, приверженцы норманистских идей, кажется, необычайно горды этим обстоятельством, используя его в качестве одного из основных своих аргументов и делая эмоциональные заявления в духе: «невозможно вычеркнуть скандинавское присутствие из археологии северной Руси» или о том, что «все/большинство археологов России являются норманистами». Последнее, увы, похоже на правду. Более того, между обоими постулируемыми заявлениями есть и прямая связь. Правда, заключается она не в том, как намекают скандинавофилы, что детальное знакомство с археологическим материалом неизбежно приводит людей на позиции норманизма.

Поиск

Журнал Родноверие