Исследования последних десятилетий во многом углубили и обогатили наши представления о народном художественном творчестве как в Западной Европе, так и в России, внесли много нового и в понимание сложных взаимоотношений между народным искусством и христианской церковью.

Книгой, открывшей принципиально новый этап в исследовании народного художественного творчества эпохи средневековья, явилась работа известного советского литературоведа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», опубликованная в 1965 г. В этой книге автор впервые убедительно показал существование в системе средневековой и ренессансной западноевропейской культуры особого слоя, который он назвал «народной смеховой культурой». М. М. Бахтин включил в него три основных элемента: во-первых, обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа); во-вторых, словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода – устные и письменные, на латинском и народных языках; наконец, в-третьих, различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва, и т. п.).

Среди множества общедоступных книг, посвященных истории славян, не так много трудов, авторы которых опираются на серьезную научную основу, а тем более на собственные полевые изыскания. К числу таких работ, несомненно, принадлежит книга известных во всем мире отечественных археологов Ирины Петровны Русановой (1929-1998) и Бориса Анисимовича Тимощука (1919-2003).

Многие древние народы первоначально поклонялись богам своим без идолов. Об отсутствии идолов у пеласгов, у персов свидетельствует Геродот, у древних италиков – Варрон. У южных славян вовсе не видно следов почитания идолов, у восточных боготворение истуканов встречается только в некоторых центрах цивилизации (Киев, Новгород, Ростов), причем великолепные, по тогдашнему вкусу, истуканы, поставленные Владимиром на киевском холме, вероятно, заимствованы были от балтийских славян.

Идолопоклонство вообще, вероятно, произошло из почитания изображений боготворимых умерших предков и родичей, родовых гениев, то есть пенатов или домовых богов.

У западноевропейских народов очень широко распространены Предания и саги о людях, которые были заживо замурованы в фундаментах или стенах разных построек, особенно же средневековых замков И городских крепостей. Эти легендарные сказания вполне реалистичны, т. е. это не простой вымысел поэтической фантазии; саги эти некогда соответствовали исторической действительности. О реалистичности их свидетельствуют как археологические раскопки на месте разрушенных сооружений, так и сохраняющиеся до наших дней пережиточные обряды, обычаи и поверья. В ритуале, сопровождающем закладку дома или иного здания, очень часто закапывается в землю какое- нибудь животное, иногда еще живым, иногда же зарывается лишь какая-либо часть его организма. В поверьях жильцам или строителям вновь отстроенного дома грозит всегда близкая и верная смерть. Здесь мы имеем один из тех случаев, когда жестокий примитивный обычай оказывается одинаково свойственным как культурно-отставшим племенам всего мира, так и высококультурным европейским народам. Факты в данном случае настолько показательны, убедительны и многочисленны, что о противопоставлении „культурных" и „бескультурных" народов не может быть никакой речи.

Еще совсем недавно ориентализм был замкнутой областью, в которой проводились углубленные научные изыскания, но сокровища которой были недоступны остальному миру и скрыты за плотной пеленой времен. Однако пробил час, и именно этой науке, занимавшейся воссозданием прошлого, выпало на долю указать людям новые пути, облегчающие взаимопонимание между двумя великими очагами мировой цивилизации. Юрий Николаевич Рерих.

Андрогинность символизирует «…объединение противоположностей в божественно-автономном единстве», равновесие противоположных принципов мироздания и указывает на изначальность, божественность, совершенство.

«Все сущее в идеале должно быть всеобщим и на всех уровнях и во всех контекстах должно содержать coincidentia oppositorum», что означает «единство противоположностей»

Это подтверждается андрогинностью богов, ритуалами символической андрогинизации, которые действуют во многих культурах, а также наличием космогоний, объясняющих Мир, исходя из космогонического яйца или из начальной целостности в форме сферы.

Все ее ценности основаны на созидании. И память для учителя не ностальгический взгляд в прошлое, но забота о вечности, а значит, тоже элемент созидания. Под памятью она подразумевает изучение и сохранение бесценного дара народа коми – его языка, литературы, культуры. Это ее вклад в сохранение культурного наследия страны.

29 лет назад Нина Евсеева стала гордостью Помоздинской средней школы Усть-Куломского района Республики Коми. Была у школы такая традиция – заносить одного или двух выпускников в книгу «Гордость школы».

От искусства до технологий — один шаг.

Почему-то принято считать, что от декоративно-прикладного искусства до технологий — как до Луны и обратно. Однако всё обстоит совсем иначе.

Самые популярные мифы развенчивает выставка «Артефакты и гаджеты» Елены Ковылиной (реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Фонда Сары Виниц) во Всероссийском музее декоративного искусства.

Авторы и кураторы этого уникального проекта предлагают взглянуть на памятники отечественной истории и культуры с точки зрения современных технологий.

В течение прошлых веков ежегодные обряды постоянно претерпевали изменения. Наибольшие изменения претерпела их функция и интерпретация. Относительно устойчивой является структура обрядов, она сильнее всего сопротивляется большим изменениям, хотя со временем она также претерпевает некоторые изменения.

Довольно часто возникает вопрос о правомерности использования бубна на славянских праздниках. Ведь есть те кто уверен что бубен не использовался славянами. Однако Лев Прозоров в своих исследованиях обратил внимание что в литературе не только описывается данное приспособление для извлечения звука, но оно даже встречается под двумя разными названиями.

Поиск

Журнал Родноверие