Полковник Рерберг выводит полк на плац, и перед глазами открывается редкая по красоте картина присяги новобранцев 3-го гренадерского Перновского полка. <...> В то же самое время к последнему столику подходит мой отец — командир полка, — и я вижу удивительную вещь, которая могла совершиться только у нас, в старой России. Оба новобранца вынимают из карманов маленькие свёрточки и аккуратно разворачивают тряпочки, в которые они завёрнуты. Развернув тряпочки, оба вынимают из свёртков двух маленьких деревянных «божков», выструганных из дерева и смазанных салом. Оба деревянных «божка-идола» водворятся на столике между моим отцом и двумя новобранцами, и только тогда мой отец, как высший в их глазах начальник, приводит ближайшего гренадера к присяге служителю «верой и правдой» Царю и Отечеству.

1. Кажется, Рыбаков первым предположил, что Хорс с Дажьбогом соотносятся так же, как Гелиос с Аполлоном, где первый — само светило, совершающее дневной объезд/облёт земли и подземного мира на конях/лебедях, а второй — покровитель солнечности, «белого» свет», тепло, как сезонные условия жизни растительности. Эта версия получила распространение в родноверии, но по сути она ни на чём не основана.

Польский исследователь Лешек Мошинский предложил оригинальную гипотезу:

„После Гермеса-Еремия в Египте должен был царствовать Гефест, которого славянский переводчик переделал в Феосту. Упущение первого слога не является обычным искажением иностранного имени.

Чуть более чем три тысячи лет назад хетты, древний индоевропейский народ, записали на глиняных табличках сказание о Боге Грозы и змее Иллуянке.

Подведу (промежуточный?) итог своим многолетним размышлениям по предмету. Время от времени возникает вопрос о символе веры для родноверия. Как правило, разговоры об этом заканчиваются ничем, потому что большинству людей просто непонятно, зачем это нужно. К тому же, существует стереотип, что символ веры-де есть авраамическое изобретение. Это не совсем верно, поскольку впервые нечто похожее на символ веры встречается в зороастризме (Фраварне). Тем не менее, язычники древности действительно не нуждались ни в каких символах веры, потому что язычество — естественная вера, передаваемая от предков к потомкам и познаваемая человеком в процессе всей его жизни. Зачем составлять и заучивать систему основополагающих догматов язычества, если ты живёшь внутри неё, как и все твои соплеменники? Это новым (относительно язычества) религиозным течениям нужно объяснять остальным, в чём заключается и отличается от общепринятой их вера, если они рассчитывают на какой-нибудь успех.

Что такое язычество я узнал в раннем детстве. Помню, когда мы с родителями отмечали Пасху и шли в церковь святить куличи, я, как любопытный ребёнок, интересовался, чем мы занимаемся и почему, на что мать рассказала мне евангельскую историю. После того, как я узнал о рождении, распятии и воскрешении Иисуса Христа, я задал логичный вопрос: „А что было до всего этого?“

Поиск

Журнал Родноверие