Долгое время никому и в голову не приходило считать Рюрика реальным историческим лицом. Еще А.А. Шахматов оценил "Ска­за­ние о призвании варягов" в ПВЛ как вымысел ле­то­пис­ца или ме­ст­ную нов­го­род­скую ле­генду. Однако уже в наше время Е.А. Мельникова, В.Я. Пет­ру­хин, П.С. Стефанович и др. вы­явили ис­то­рическое яд­ро "Ска­за­ния", и ре­аль­ность су­ще­ст­во­ва­ния Рюрика перестала вызывать серьезные со­мне­ния.

В модели мира эддической мифологии загробный мир, на первый взгляд, не образует единого пространства. В горизонтальной проекции1, построенной на противопоставлении обжитого людьми, обустроенного космоса (Miðgarðr) и внешнего хаоса (Útgarðr), страна великанов (Jötunheimr), противников людей и богов, локализуется на востоке и на севере, а мир мертвых (Hel) на севере. Жилище богов (Ásgarðr), а значит и находящиеся там чертоги Одина (Valhöll), куда отправляются павшие воины, мыслятся в центре Мидгарда.

Основу вертикальной проекции составляет мировое древо Yggdrasill, которое соединяет серединный мир людей с верхним миром богов и с нижним миром мертвых, Хель.

Доктор исторических наук Степан Темушев в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА рассказал о роли князя у славян, сообщает БЕЛТА.

В 1384 году Стефан Пермский предпринял ряд решительных мер по искоренению язычества на Вычегде, Выми и Сысоле:

«Разъярился владыка Стефан на кумирницы пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушил обухом, испепелил без остатку»,

говорится в летописи.

5366dbb01f2a1a0725ff5b8843c9d756
После разговора с читателями Алексей Иванов расписался в книгах на память. АиФ

Фильм Антона Мегердичева, основанный на романе «Сердце пармы», называют «Игрой престолов» по-уральски. Исторический блокбастер собрал в прокате 449,8 млн рублей и стал самым кассовым российским фильмом, вышедшим в 2022 году. Писатель Алексей Иванов на творческой встрече в Челябинске рассказал, что думает об экранизации своего романа, об образе князя Михаила и о своем отношении к актрисе Елене Ербаковой.

I
«He хочу за Владимира, но за Ярополка хочу...»

Брачный аспект частной жизни женщины: «самостоятельность» или «зависимость»?

В рассматриваемую нами допетровскую эпоху большая, если не основная часть жизни женщин была жизнью семейной [1]. Вся гамма личных переживаний и чувств, присущих каждой женщине как индивиду, находилась в тесной связи с эмоциональным строем органической группы, к которой она принадлежала. Таким образом, факторы, оказывавшие влияние на возможность или невозможность вступления в брак (или в отношения, подобные брачным), являлись одновременно важнейшими доминантами, определявшими строй и содержание частной (личной) жизни любой женщины.

Низшая мифология славян: домовой, домовой хозяин (царь домовой), домоведушка, домовид, домовидушко, домовидый, домовик, домовитель, домовитушко, доможил, доможир, доможирко, доможирник, домоседушко.

В ряде губерний России голбец (голубец), с которым устойчиво связан домовой, — это и пристройка, чуланчик у печи, и нижний этаж избы, наполовину помещающийся в земле; но это и надгробный памятник, в частности, деревянный обруб из бревен, сделанный по длине могилы, иногда покрытый плоской или двускатной кровлей. Отмечены и случаи захоронения в подполье дома (правда, единичные). Так, по сообщению из Заволжья, «бывали тоже семьи, которые делали из подполья изб своих, называемого голубцем и служащего вместо домашнего подвала, домашнее кладбище целого семейства» <Толстой, 1857>.

6354334ed17ed
Стоп-кадр из фильма

Рецензия на фильм «Сердце Пармы» от нашего культурного смотрителя.

"В лето 6997 (1489 год) князь великий Иван Васильевич, всея Руси посла рать свою на Вятку, за их неисправление, князя Даниила Васильевича Щеня да Григорья Морозова с многою силою. Они же шедше городы Вятцкие поимали, а Вятчан всех к целованию приведоша, а мирян к РОТЕ приведоша..."

Летописи новгородские 1-4 // Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии, выпуск 1 — Вятка, 1905 г., с.21 (Присоединение Вятской вечевой республики к Великому Княжеству Московскому в конце XV века)


Джон Уильям Уотерхаус «Одиссей и сирены», 1891 Фото Джон Уильям Уотерхаус / Wikimedia Commons

И как они менялись с годами

Поиск

Журнал Родноверие