Слушаешь дебаты, читаешь дискуссии и удивляешься: почему нравственность постоянно предлагается возрождать, а к ценностям — возвращаться?

В области народной идеологии и аксиологии восприятие христианских концептов нередко облегчалось присутствием в языке и коллективном сознании близких по содержанию понятий и ценностей, унаследованных от дохристианской эпохи.


Фото: fotos123 / Photogenica

Древние народные праздники и обряды во многом уже забыты нашими современниками, однако некоторые из них до сих пор вызывают некие ассоциации.

Кто не знает, что Ильин день считается окончанием купального сезона, поскольку предки считали, что именно в это время вода становится холодной, а Масленица стойко связана в сознание людей с приходом весны. Тульская служба новостей выяснила, с какими традициями связан день Ивана Купалы и как церковь относится к этому празднику.

Наивно полагать, что наши предки эволюционировали до определенного уровня сознания, а потом, проснувшись утром, в очередной раз увидели вдруг солнце и решили, что это не просто так, а это какой то Бог... и что река это Бог, и ветер — Бог, и что нужно срочно придумать какой-то ритуал, чтобы этого бога задобрить.

Также абсурдно выглядит версия, что хитрые жрецы-шаманы, которые решили обмануть наивных соплеменников и возвысить своё положение в обществе, однажды собрались как-то за чашкой травяного чая и придумали богов, которым нужны жертвы и всевозможные ритуалы, сочинили изящные легенды и мифы для объяснения окружающего мира.

Новый Путь — посёлок под Новокузнецком, с дороги выглядящий заброшенным: асфальтированной дороги нет, домики редко разбросаны между деревьев, участкового за ближайшие пятнадцать лет не вызывали ни разу.

Между тем это крупнейшее в Кузбассе поселение, состоящее из родовых поместий — так называют свои участки последователи идей Владимира Мегрэ, которые верят, что жизнь может быть счастливой только на лоне природы. Их называют «анастасийцами», путают с неоязычниками и старообрядцами, причисляют к самым массовым российским сектам.

Генрих Семирадский — российский художник с польскими корнями, благодаря новой выставке в Третьяковской галерее (ГТГ) «По примеру богов» вышел из забвения широкой публики. Вернее, элитарный художник впервые был масштабно представлен ей.

Едва закончив Академию живописи, Генрих Семирадский снискал покровительство Царской семьи, но после падения самодержавия в России вошёл в список, который с пренебрежением именовали «академическими живописцами». Собственно, он таким и был, чем гордился.

Одной из главных загадок, оставленных нам полабо-балтийскими славянами, именующимися также «вендами» (будто намеренно созвучно с другой загадкой Европы, так называемыми «венедами»), является божество из города-храма Ретры. Трудно поспорить с тем, что «Радегаст» — это одно из названий этого города. Но почему тогда то самое божество, которому посвящён храм, который стоял выше всех из почитаемых в нём, в разных источниках именуется то Сварожичем, то Радегастом?

Многие уникальные экспонаты из собрания музея-заповедника «Абрамцево» наталкивают на размышления о пути развития русского народного искусства и о том, как оно, незаметно для нас самих, оказывается вшито в нашу ДНК...

Не думал не гадал, что когда-нибудь буду с такой теплотой воспоминать артефакты, на которые в мальчишестве внимания почти не обращал. Фиксации сознания на народном искусстве в начале 1980‑х годов не способствовала сама советская идеологическая парадигма, диктовавшая уступительно-отстранённое отношение к дореволюционному быту. «Основные достижения социализма» стремились оттеснить его на задний план: великолепные творения народных мастеров называли искусством подневольным, зависимым и крепостным, творчеством с несчастной судьбой, тянущейся к небу, но не достигавшей его. Над изукрашенной лошадиной упряжью или ложками-поварёшками полагалось несколько снисходительно или сочувственно погрустить, отдав им «должное», но вслед за тем незамедлительно проследовать в иные залы собрания… Но эти предметы знакомы мне с детства, и именно они, как выяснилось много позже, особенным образом сформировали моё внутреннее естество.

Работы Екатерины Блынской не повторяют русский костюм буквально, а осмысливают его по-новому...

Сохранение народных корней – одно из важнейших условий сбережения культурного кода нации, её исторической памяти и национального характера.

Поиск

Журнал Родноверие