Авторское резюме.

Славянские языческие культовые места, как правило, располагались под открытым небом и представляли собой природные объекты, жертвенные площадки и капища. К рубежу Х-XI вв. у западных славян широкое распространение получили языческие храмы. На сегодняшний день сохранился ряд источников, позволяющих утверждать, что храмы строились не только из дерева, но и из камня. Так, известно, что один из каменных храмов славян-язычников существовал в городе Ютробоге (территория современной Германии). Вероятно, аналогичные строения были также в городах Любусе и Мейссене. На основании имеющихся свидетельств, перевод которых на русский язык публикуется впервые, автором описывается их конструкция, предназначение, место среди языческих священных мест западных и балтийских славян.

Ключевые слова: западные славяне, балтийские славяне, культовая архитектура, славянское язычество.

Туляк Антон Заварзин выдвинул новую теорию о происхождении земли. По его мнению все было не так, как предполагают ученые.

По разным источникам Князь Владимир крестил Русь, вернее – начал крещение Руси в 986 или 987 году. Но как уже указывалось выше – христиане и христианские церкви были в России, конкретно в Киеве задолго до 986 года. И дело было даже не в терпимости славян-язычников к другим вероисповеданиям, а в одном важном принципе – в принципе свободы и суверенности решения каждого славянина, для которого не было хозяев, он сам для себя был царь и имел право на любое решение не противоречащее обычаям общины, поэтому никто не вправе был его критиковать, попрекать или осуждать, если решение или поступок славянина не наносил вред общине и её членам.

В первой части этой главы за основу возьмём исследование нашего современного учёного из Санкт-Петербурга Игоря Яковлевича Фроянова, у которого ещё в СССР в 1974 году вышла монография под названием “Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории”, затем было опубликовано много научных статей и издано немало книг, а в 2007 году вышла его книга “Загадка крещения Руси”.

870x489 0x5 detail crop 20220621133057 b9d27aff 6f237770d37c2efbe8e82cc1aa9c91ba39a6a9d38ed0d092a25a703d89c17cea
ФОТО: «Сирин и Алконост. Птицы печали и радости», В. Васнецов, 1896 г.

Важнейший пласт культуры любого народа – это быт, обычаи и верования предков. Как известно, до принятия христианства славяне были язычниками. После крещения Руси остатки прежних представлений о мире фрагментарно сохранились в народной культуре и суевериях.

Невероятно существенное отличие современного язычества от архаичного находится на стыке религии и общества, и заключается в том, что сейчас можно было бы назвать институтом репутации. Вы наверняка слышали, и не раз, что в архаичные времена самых страшных преступников изгоняли из социума, и такое наказание воспринималось намного страшнее банальной смерти. При изгнании таких провинившихся ещё и клеймили, чтобы он просто не перебрался в соседний социум. Давайте попробуем разобраться в этом механизме, подумаем чем он был так важен, почему он важен до сих пор, почему его нет сейчас и как можно было бы его реализовать, хотя бы в отношении конкретных людей, то есть вас, кто это читает и кому это интересно.

Остров Буян мы знаем по сказкам Пушкина и по народным заговорам: «На море Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь».

Буян, как и Лукоморье, оказался реально существующим островом. В древности на нем жило западнославянское племя руянов, в их честь остров назывался Руян.

В отношении любого обряда, в том числе связанного с кологодными праздниками, самое главное-понимать, в чем его суть и механизм действия.

Тогда многие с виду сами собой разумеющиеся аспекты в реальном мире обрастают многими необходимыми условиями, только при выполнении которых возможно достичь требуемой цели. А в ряде случаев-еще и избежать вполне себе серьезной угрозы.

Ритуал жертвоприношения можно описать следующим образом: преследуя свою цель, адресант приносит жертву адресату в определенном месте и в определенное время.

Например, когда мельник кидает водяному живую курицу, адресантом является мельник, адресатом — водяной, жертвой — птица, локусом — река, и ритуал призван помочь в сохранении дружественных отношений между вступающими в контакт сторонами.

2l7x large
Калачник Дмитрий Федоткин. Фото: Александр Уваров. Источник: www.journeymag.ru

В России проживает более 190 народов, которые обладают уникальным культурным наследием. К нему относят не только то, что создано человеком, но и природные объекты, которые неразрывно связаны с культурой, и то неосязаемое, что передают из поколения в поколение: язык, фольклор, традиции, праздники и обряды, народные промыслы и ремесла.

В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России рассказываем о нематериальном, но от этого не менее важном культурном наследии нашей страны.

Поиск

Журнал Родноверие