«В разных уголках земли, — пишет Жак Бросс, французский этнограф, — живет легенда о праотце всех деревьев, дереве-великане, которое поднималось к небесам из центра земли и являлось осью Вселенной.

Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления. Неудивительно, что культ дерева был столь распространен в древности»

Искусственный синкретизм — это религиозное преступление, преступление против традиции и её основ.

©Лаурис Айзупиетис/F64

Четыре года назад заметную волну в обществе вызвало предложение члена Союза зеленых и крестьян Аскольда Клявиньша изменить привычный порядок и праздновать астрономическое солнцестояние на несколько дней раньше, вместо середины лета, 23 и 24 июня. Его предложение было отклонено после эмоциональных дебатов, характерных для предвыборного периода. Теперь идея празднования солнцестояния вернулась в парламент. Правда, она не столь радикальна, но в то же время расширяет права приверженцев.

Язычество, что непосредственно исходит из этимологии этого слова, является «народной религией», или же «этнической религией» — грубо говоря, религией определённого народа и только для его представителей. В такой религиозной системе, факт принадлежности к религиозной группе идентичен принадлежности к этнической. Основой, вокруг которого строится культ, является общая, обширная и всеобъемлющая традиция определённого этноса. Традиция с латинского означает «передаваемое» — то есть, традиция в этом контексте, это гигантский пласт информации — религиозных представлений, морально-этических принципов, культуры и истории, мировоззрения и миросозерцания, аспектов менталитета и идеологии, а также — крови и почвы, которые вместе формируют непрерывную традицию народа, передаваемую от поколения и поколения, с помощью чего она с каждым разом становится больше и глубже.В более узком значении религиозной традиции, она является опытом религиозного, сакрального общения с «потусторонним», «высшим», «метафизическим» — с Богами, духами, космическими законами, стоящими даже над Богами-законодателями, ожившими образами героев и, главное, предками, что вырабатывался на протяжении веков или тысячелетий, как в случае религиозных культов и представлений индоевропейцев.

Простейшие правила этикета появились сразу же, как только люди начали жить в обществе. Они прогрессировали и изменялись, принимая порой необычные формы. У разных народов существовали свои обычаи, зачастую казавшиеся странными для соседей. В Древней Руси были заведены порядки, которые удивляли гостей из Европы и Азии.

Тайны древних цивилизаций.

Русская мифология — совершенно особый мифологический мир. Этот мир рано утратил свои божества — сохранились лишь перечисления имен и упоминания в летописях о низвержении «идолов» — и обратился к Белому Богу. Однако христианство не сумело вытеснить из народного сознания представление о «соседях» — многочисленных домашних, полевых, лесных, водяных и других духах, которые издавна соседствовали с человеком. Так сложилась уникальная ситуация двоеверия, составившего основу русской мифологии. Как был сотворен белый свет и возникли славянские и «чужеземные» народы; откуда «есть пошла земля Русская»; как поклонялись богам, умилостивляли лесных и водяных духов, почитали святых, совершали семейные обряды и справляли общие праздники — обо всем этом и о многом другом рассказывается на страницах этой книги.

Русский народ испокон веков хранит обычаи, традиции, а в целом культуру своих предков, которые передаются из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом, о красоте и богатстве нашей Родины. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать частью нашей души.

В моём крае у многих могилки родных – прямо на подворье у дома.

КАК выяснилось, очень сложно написать текст на материал, присланный ярким представителем объекта твоего изучения. На это есть множество причин: от индивидуальной для каждого исследователя «клятвы Религиоведа» — внутренней шкалы правил, определяющих критерии «до и за чертой», от внешних форм трансляций не только собранных и проанализированных материалов, но и собственной точки зрения, до непосредственного взаимодействия с языческим миром, «поставляющим» жизненно необходимые, актуальные материалы в виде индивидуальных интервью с лидерами групп (общин), массового анкетирования, присутствия на важнейших празднично-обрядовых мероприятиях с возможностью фото- и видеофиксации происходящего и, естественно, доступа к новым опубликованным нарративам и возможности состоять в постоянном информационном контакте.

19 12 1480
На санскрите «ступа» – это «гроб». Теперь понятно, почему Яга в нем летает. Виктор Васнецов. Баба-яга. 1917. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

О русских сказках: почему мы другие.

Поиск

Журнал Родноверие