В 1950-х годах был впервые представлен публике текст одной из самых известных мировых фальсификаций — “Велесова книга”. Он был опубликован в эмигрантском журнале ”Жар-птица”, выпускавшемся в Сан-Франциско. В статье описывались происхождение славян, их вера и история. На протяжении семидесяти лет с момента публикации и до сих пор публикуются доказательства того, что текст является фальсификацией. Однако и сегодня некоторые люди продолжают верить книге и считать, что изложенные в ней события происходили на самом деле.

Мoнaх Нecтop, aвтop cтapeйшeй дoшeдшeй дo нac pуccкoй лeтoпиcи «Пoвecти вpeмeнных лeт», влoжил в уcтa aпocтoлa cв.Aндpeя Пepвoзвaннoгo тaкиe cлoвa o нoвгopoдцaх (ильмeнcких cлoвeнaх), якoбы cкaзaнныe пocлe eгo мифичecкoгo путeшecтвия пo зeмлям будущeй Pуcи (нa кoтopых в I вeкe н.э. eщё никaких cлaвян нe былo):

«Удивитeльнoe видeл я в Cлoвeнcкoй зeмлe нa пути cвoём. Видeл бaни дepeвянныe, и paзoжгут их cильнo, и paздeнутcя дoгoлa, и oбoльютcя квacoм кoжeвeнным, и вoзьмут мoлoдыe пpутья, и бьют ceбя caми, и дo тoгo ceбя дoбьют, чтo вылeзут eлe живыe, и oбoльютcя вoдoю cтудeнoю, и тaк oживут»

Нeкoтopыe иcтopики cчитaют этoт пaccaж, кaк и caмo cкaзaниe o кpeщeнии Pуcи cв.Aндpeeм, пoзднeйшeй вcтaвкoй. Иcтopик A. Кapтaшёв cчитaл, чтo тaк нeкий киeвлянин хoтeл пocмeятьcя нaд нoвгopoдцaми. Oднaкo вcё этo лишь пoдчёpкивaeт глaвнoe: тo, кaк житeли Ceвepнoй Pуcи пapилиcь в гopячих бaнях, кaзaлocь житeлям Южнoй, Киeвcкoй Pуcи cтpaнным и cмeшным. Нeужeли киeвлянe в тe вpeмeнa caми нe мылиcь?

Все, кто бывал за городом, видел надгробия, воздвигнутые то там то сям вдоль трасс — это памятники тем, кто погиб в автокатастрофах. Иногда что-то подобное можно встретить и в городах: веночки и цветы, привязанные к световым столбам.

Статей, говорящих о магии и колдовстве, в исповедных вопросниках встречается значительное количество. Из глав, посвящённых другим темам, видно, как причудливо порой переплетаются вопросы о прозаических, бытовых происшествиях с вопросами о применении магии в повседневной жизни. Однако есть статьи, которые напрямую говорят о колдовских способах воздействия на окружающий мир, на ход событий, собственную судьбу; статьи о приметах и суевериях; о людях, «профессионально» занимавшихся колдовством. Несомненно, те приметы и способы волшебства, которые употреблялись в XIV–ХѴII вв., имели в своей основе древние дохристианские верования, но исповедные вопросники свидетельствуют не о дохристианском язычестве, а о «народном христианстве» средних веков, в котором переплелись христианские и традиционные «отцовские» представления.776

… На огонь, как на очистительное средство до сих пор еще смотрят крестьяне-сибиряки трех округов Енисейской губернии (Ачинского, Енисейского и Красноярского).

… В Ужурской волости Ачинского округа в старину с помощью деревянного огня окуривался скот. Делалось это в великий четверг (на страстной неделе), когда начиналась заутренняя, для ограждения животных от мора и нечистой силы.

Мне всегда казалось, что в нашем языке есть мода на слова с двумя "л".

Все они связаны с чем-то нежным, красивым. Лялечка, ляля — это малыш. Который лежит в люльке.

Березонька, которая в поле, лю-ли, лю-ли, стояла.

А Лелька, сестра Миньки?.. Я все детство с ней не расставалась.

Интересно, что в девятнадцатом веке в поэзии у нас мелькала некая Лила, которую Пушкин "слушал у клавира". Она вроде бы по виду европейка, но случайно ли она примагнитилась к нашей изящной словесности?..

Исторические сюжеты, названия, судьбы – всё это образует причудливый узор русских былин, всматриваясь в который мы приобщаемся к подвигам предков, их силе, весёлой отваге, неординарности. Раскрывая один смысловой слой за другим, мы обнаруживаем порой самые неожиданные детали и приметы!

Каждый эпос и, шире, каждый миф заключает в себе «мифологическую топографию» – описание местности, в которой происходят эпические события, перечень характерных признаков ландшафта, названий городов и населённых пунктов, рек, озёр, гор. Так сложилось, что русские плохо знают свой национальный эпос. Значительно более известны у нас «Илиада» Гомера или цикл преданий о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Потому и западноевропейские легендарные достопримечательности и их описания мы знаем лучше.

В рамках Года культурного наследия народов России 21 июня 2022 года в стенах Городского центра развития прошёл «Ярило Fest», в основе которого лежат традиции древнейшего славянского праздника.

Э. Ренан однажды заметил: «Если бы Христианство стало жертвой какого-то опасного «заболевания», мир стал бы митраизированным». То есть он принял бы религию Митры.

Поиск

Журнал Родноверие